|
Северный комсомолец
7 октября 2005 (8)
Инф.
У кого бы вы не взяли деньги?
Протоиерей Алексей Денисов, настоятель Свято-Троицкого храма в Архангельске:
Не всегда возможно определить, кто какие деньги и с какой целью церкви
пожертвовал. Мы не контролируем, кто дает деньги на храм. Это не должно нас
касаться. Это отношения между человеком и Богом. Если человек торгуется с Богом,
то Господь такого не прощает.
Мы должны учиться и учить жертвенности. Размеры пожертвований не имеют значения.
Главное - искренность. И рассуждать, чистые это деньги или нечистые, брать их
или не брать, по меньшей мере, неправильно. Мы же не знаем, с какими намерениями
принес средства человек! Может, он решил изменить что-то в своей жизни,
покаяться. Нельзя же лишать людей покаяния.
Да и не так много сейчас желающих помочь. Запад помогает больше, чем
соотечественники. Сами ходим, просим. И, что естественно, не пойдем просить
спонсорской помощи к бандиту или наркодельцу, наживающимся на слезах и боли
людской. Хотя чаще всего неизвестно, как был нажит первоначальный капитал.
Православная Церковь принципиально не сотрудничает с сектами, никакой помощи от
них не принимает. Но помогает наша Церковь всем одинаково, вне зависимости от
взглядов и вероисповедания.
Михаил ЛОПАТКИН, директор Соловецкого музея-заповедника:
В храм человек приходит, ставит свечку и дает деньги. Никто не спрашивает его,
кто он, откуда эти деньги, каким путем добыты. Почему мы не умеем прощать? Мы
можем не любить кого-то, но если он хочет помочь, мы не должны отказывать.
Да, он может из политических соображений жертвовать, какие-то другие очки себе
на этом зарабатывать или вину перед кем-то отработать хочет. Разве это наше
дело? Не нам его судить. У него, как и у всех нас, будет свой окончательный суд,
где все и зачтется. Но этот суд не людской. Это в нас гордыня человеческая
говорит. Мол, нельзя брать у тех, кто нечист. И делим на достойных и недостойных
сами, не сомневаясь.
Как повелось в советское время, красные - хорошие, белые - плохие, так и до сих
пор. А то, что эти белые нашу же Россию-матушку защищали, и знать не хотим.
Мне тоже часто претензии предъявляют... Вот ты, мол, у Сороса взял, от иностранцев
помощь принял. Ну и что? Мы уйдем, а памятники останутся. Через сто лет никто и
не вспомнит, откуда деньги взялись. А людям будет чем восхищаться.
Татьяна КОЛЬЦОВА, кандидат наук, заведующая отделом древнерусского искусства
музея ИЗО:
От кого бы я не взяла деньги? Ну, во-первых, в очередь никто и не выстраивается,
чтобы деньги на культуру и искусство отдать. Так что выбор невелик уже
изначально. Во-вторых, как я могу запретить человеку заниматься
благотворительностью, если он хочет? Это его добрая воля. Почему-то ему это
надо. И не мне лишать его этой возможности.
К тому же я политикой не интересуюсь. Никаких имен в ней не знаю. Откуда у людей
деньги - понятия не имею. Моя работа далека от этого, и именно она занимает
большую часть времени. Так что ко всем, кто вдруг спонсором захочет стать, у
меня отношение одинаковое. Человек решил помочь? Огромное спасибо.
И культура ведь всегда на меценатах и спонсорах держалась. Не думаю, что наши
предки сильно сортировали благотворителей. Церкви, к примеру, очень много денег
и богатые, и бедные давали, иконы дарили, иконостасы, храмы строили. Многое
дошло до нас. Кому от этого плохо?
Александр ДУНАЕВ, директор Архангельского государственного театра драмы имени М.
В. Ломоносова:
- У нас ведь часто как бывает: дадут рубль, а говорить за этот рубль приходится
на сто рублей. Игрушку подарили ребенку, и вот все газеты, телевидение, радио
рассказывают об этом: "Ура! Игрушку подарили ребенку! Какое счастье!" И когда я
чувствую, что люди предлагают театру свою помощь с таким вот дальним прицелом,
стараюсь избегать подобного "сотрудничества". Никаких скандалов, обид, в ответ
на сомнительные предложения стандартная фраза: "Спасибо, я подумаю..." И в то же
время есть люди и компании, которые оказывают театру очень серьезную помощь, но
не трубят об этом на каждом углу.
Александр Логинов, поэт (г. Каргополь):
- Во-первых, никогда не говори "никогда" и "нет". Во-вторых, не путай гордость с
гордыней - это не по-христиански. В-третьих, я, несмотря ни на что, верю в
чистоту помыслов и поступков. Но все-таки я не хотел бы брать деньги у нового
русского хама, набитого долларами и возомнившего себя хозяином моей судьбы.
Например, у "замаранного" имени" - у Березовского. Однажды по телевидению
увидел, как он походя "опустил" простого русского человека - назвал рабочих
голожопыми. Больше он, конечно, никогда такого не говорил, но мне и этого
достаточно. Хотя никто из таких людей мне ничего и не предлагает...
| |