Северный комсомолец
11 ноября 2005 (13)
Марья ЛОГИНОВА
Ветер в голове
Теперь взлетов у меня больше, чем посадок!
"У тебя ветер в голове!" - постоянно твердят мне родители. Раньше я обиженно
пыталась это опровергнуть, теперь - нет. Потому что ветер действительно навсегда
поселился в моей голове. Когда мощным потоком швырнул маленькое легкое тело
вдоль борта самолета, когда околдовал уши нарастающим свистом, когда заставил
глаза смотреть на мир сквозь холодно-влажную призму практически осязаемого
высотного воздуха. Я доверчиво шагнула в эту стихию, и та, заполнив собой купол
парашюта, меня не оттолкнула...
"Высоте" нужен самолет!
Архангельский авиа-парашютный клуб "Высота" - единственная в городе организация,
занимающаяся подготовкой людей к прыжкам с парашютом. Вместе с руководителем
клуба, инструктором Дмитрием Самариным, я и отправляюсь покорять небо. Правда,
над Вологдой - в родном Архангельске с прыжками проблемы.
- Разрешение прыгать есть, самолета - нет, - рассказывает Дмитрий. - Возим людей
в Вологду, на аэродром Турфаново. Зачастую наших парашютистов туда приезжает
гораздо больше, нежели местных. Поэтому пытаемся договориться о перегонке
вологодского "АН-2" к нам. Аренда их самолета выйдет дешевле, чем
"васьковского", например...
Сам не прыгнешь - инструктор подтолкнет
Аэродром встречает нас ночной тишиной, печально стоящими в сумраке самолетами.
Наутро на ночную пустынность нет и намека.
"АН-2" гудит, трясется и, разогнавшись, отрывается от привычной, уютной земли.
Я, "беспарашютная" пресса, намертво пристегнутая карабином к поручню салона и
груженая фотоаппаратами, испуганно наблюдаю за десятком парней, которым через
пару минут предстоит впервые сигануть вниз с километровой высоты. Их спокойные
лица удивляют своей невозмутимостью - такое ощущение, что у каждого из них не
первый, а, как минимум, сто первый прыжок.
- Разве мужчина признается девушке, что боится? - уже на земле смеется Дмитрий.
- Хотя страх высоты заложен в каждой клеточке человеческого тела. Просто со
временем он притупляется, к нему привыкаешь.
И снятся ночью мне, взволнованной, люди, обреченные один за другим падать в
небо. Почему обреченные? Потому что назад дороги нет: не прыгнешь сам -
инструктор подтолкнет...
Уж лучше на дерево, чем на провода!
Прыгнуть мне предстоит на Д6. Как только человек покидает самолет, над ним
раскрывается стабилизация - парашютик площадью 1,5 квадратных метра, который
помогает падать без вращения. После трех секунд свободного падения необходимо
дернуть кольцо. Если этого не происходит - срабатывает страхующий прибор,
который самостоятельно раскрывает основной купол площадью 83 квадратных метра. В
течение двух секунд он наполняется - и человек уже под ним спускается на землю
со скоростью 5 метров в секунду.
- У тебя самый традиционный и глупый страх, - объясняет Дмитрий, на моих глазах
укладывая мне парашют. - Практически не бывает, чтобы Д6 не раскрылся. Основной
риск - это приземление. Не забудь - приземляешься по ветру, ноги вместе,
полусогнуты, ступни держишь параллельно земле. Удар будет такой, словно ты
спрыгнула с высоты двух метров.
Больше всего я боюсь приземлиться на линию электропередач! Даже в лес не так
страшно! Как доброжелательно сообщает инструктор Сергей, принимающий у меня
зачет, "девушки - большие любительницы спускаться на провода". К сожалению, были
и трагические случаи. Не так давно прыгавшую первый раз девчонку ударило током.
Ее срочно повезли на вертолете в Вологду, но тот, зацепившись за те же самые
провода, рухнул на землю и разбился...
В небо, словно в омут с головой
- Где опять бегает наш корреспондент? Быстро надевай парашют! - бросаются ко мне
выпускающие инструкторы.
На спину взгромождаются 12 килограммов основного парашюта, на живот - 5 кг
"запаски", а на голову - шлем. С непривычки слегка пошатываюсь и пытаюсь
успокоиться. Наблюдая за моими физическими и моральными страданиями, спортсмен
международного класса Олег Бойков, у которого около шести тысяч прыжков,
усаживает меня на стул и поит чаем с печеньем:
- Ты молодец, что решилась! Страшно? Ничего... Я тебе даже немного завидую! Первый
прыжок, новые ощущения - это незабываемо!
В самолете мне, единственной девушке среди мужчин, все посылают свои ободряющие
улыбки. Но успокоиться невозможно - сердце бешено колотится от страха, а мысли
цирковыми пони бегают по кругу: "Разве я на самом деле смогу это сделать?!"
Команду "Руки на кольца!" выполняю одеревеневшими конечностями. И вот, стоя на
ватных ногах у открытой двери, чувствую, как выпускающий инструктор настойчиво
хлопает меня по плечу: "Давай!" Мозг отключается. Помедлив мгновение, я, словно
в омут с головой, шагаю прямо в открытое небо...
Сознание меняется. Непонятно, то ли следующие три секунды немыслимо для меня
ускоряются, то ли растягиваются до невозможности. Захлебнувшись открывшимся
простором, одурев от свободы и скорости, отрешившись от всего земного и ничего
не осознавая, я на собственном опыте понимаю, что вся соль прыжков с парашютом -
в свободном падении. Как говорит Дмитрий Самарин, парашют - это всего лишь
средство спасения жизни. Резкий толчок - и я вижу раскрывшийся над головой
купол. Большое спасибо страхующему прибору!
Через три минуты ноги касаются земли. Удара я даже не чувствую. Упав, безуспешно
пытаюсь погасить купол, который тащит меня за собой. Цепляюсь за траву, но мощь
стихии выдергивает ее с корнем. На помощь уже на всех парах мчится "газик" с
перепуганными людьми. Они быстро гасят купол и переворачивают меня на спину,
ожидая самого страшного. Но вместо этого видят на моем лице ненормальную улыбку.
Говорят, так улыбается каждый человек, совершивший свой первый прыжок...
|