Северный комсомолец
30 сентября 2005 (7)
Светлана ЛОЙЧЕНКО
Дмитрий в кубе
Дмитрий Дмитриевич Григорьев - настоятель Свято-Николаевского кафедрального
собора в Вашингтоне. Его отец, Дмитрий Дмитриевич Григорьев, в предреволюционные
годы был Архангельским вице-губернатором. На прошлой неделе по приглашению
Епископа Архангельского и Холмогорского Тихона Дмитрий Дмитриевич был гостем
Архангельска.
- Отец Дмитрий, слышала, что вы нашли в Архангельске родственников? Видимо, это
уже далекая родня?
- Нет, очень близкие. У нас дедушка общий.
- То есть вы двоюродные?
- Так и есть. Наш общий дедушка с Ириной Александровной, урожденной Пресняковой,
был председателем окружного суда Архангельска.
- Это по материнской линии?
- Да, и теперь я смог побывать в городе, где моя мама провела младенчество,
детство и юность и где встретилась с моим отцом.
- Выходит, что Архангельск для вас очень значительный город.
- Да, мой отец здесь был вице-губернатором. Его тоже звали Дмитрием, как и
дедушку. Так что я Дмитрий в кубе!
- Наверное, это ваше родовое имя?
- Дмитрий Солунский был воином. Мои предки по отцу - воины. Отец был офицером,
дед -a артиллерийским генералом, прадед тоже был военным.
- У вас военная выправка. Она необходима и для священника?
- Священник - тоже воин...
- Можно сказать, что вы продолжаете семейные традиции? А в какие годы ваш отец
был вице-губернатром в нашем городе?
- С 1907 по 1910, потом он был вице-губернатором Вятки, а затем - губернатором
Сахалина.
- Видимо, оттуда ваша семья и эмигрировала?
- Здесь есть интересная подробность. Отец был отозван в Царское село и по
рекомендации императрицы вошел в комитет Красного креста. В 1918 году, в ноябре,
его за это и арестовали. Мама взяла иконку, и пошла выручать отца в здание
ЧК.
- Так просто...
- Там была масса народу, мама не знала, что делать. И вдруг к ней подходит
простой человечек: "Барыня, что вы тут делаете?" Она его узнала. Это был
стражник губернатора Сахалина. А здесь он уже был членом ЦК рабоче-крестьянских
депутатов. Вот он, с большой опасностью для себя, помог отцу бежать. И еще умно
все рассчитал. Довел родителей до квартиры, где оставалась моя маленькая
сестренка, чтобы ее взяли и успели на последний поезд в Ригу. Он считал, что это
была единственная возможность уехать. Таким образом мы оказались в Риге, я в это
время находился в чреве матери.
- Тоже способ эмигрировать.
- А меня никто не спрашивал.
- В Риге в то время было безопаснее?
- Там снова сказалось сцепление обстоятельств. Брат моей матери, Пресняков, был
прокурором в Пскове...
- То есть ваш дядя и дядя вашей архангельской двоюродной сестры?
- Да, там длинная история... Хоть дядя никогда не жил в Латвии, его убедили быть
представителем русского населения, и он вошел в правительство. А в это время на
Двине, только Западной, стоял английский эсминец, который должен был латвийское
правительство вывезти из страны. Мы туда попали по блату вместе с дядей.
- И таким образом оказались в Англии...
- ... где я и вышел на свет Божий!
- Нелегко было вашим родителям в чужой стране с маленькими детьми.
- Но родился я в доме своей тети! Сестра моего отца еще до революции вышла замуж
за англичанина. Это такая романтическая история. Отец мой, был офицер и очень
любил лошадей. И пригласил как-то свою сестру на скачки. Туда со своими лошадьми
приехал англичанин. И познакомился с сестрой моего отца. Она вышла за него
замуж.
- Так все переплелось.
- Считаю, что в этом был промысел Божий.
- Безусловно.
- А потом мы попали в Японию, где отец был представителем белого правительства.
- Ничего себе!
- Да, мы ехали через Канаду, жили в Японии пока не кончилась война. А затем отец
потерял свое назначение. Нам надо было куда-то ехать. Решили вернуться в Ригу.
Там я провел свое детство, юность, закончил русскую гимназию.
- Вот откуда ваш безупречный русский.
- Я русский! Не американец, не англичанин, а русский. И таковым себя чувствовал
всегда.
- В то время, вам, русскому, как жилось в Риге?
- Перед второй мировой войной там происходило то же, что и сейчас происходит.
Притесняли русских, стали закрываться русские школы. Я успел еще закончить.
- А с каким настроением вы восприняли приход Красной армии в Ригу?
- Мне было радостно слышать на улице бравые военные песни. Тогда многие
уезжали, но я даже не собирался. Я радовался, что пришли русские.
- Но все же уехали.
- Прошло месяца три. И ко мне приходит человечек один. Очень просто мне говорит:
"Мы вам предлагаем сотрудничество. Если вы лояльны к Советскому Союзу, то наше
предложение примете. А если вы отказываетесь, значит, не лояльны. А если не
лояльны, то вы знаете, что это значит".
- Вам - прямой путь в английские шпионы.
- Кстати, где-то в каком-то шкафу у меня лежал английский паспорт. Если ты
появляешься на свет в Англии, его дают автоматически. Я хотел от него
избавиться, он мне мешал, я не мог учиться в университете - для иностранцев это
было слишком дорого. И я поступил в Богословский институт и учился там
бесплатно.
- Теперь паспорт пригодился?
- Да. Как раз оставался один день, когда можно было подать документы на выезд. С
тяжелым сердцем я это сделал.
- И отправились на свою "малую родину", то есть в Англию?
- Нет. Тогда был специальный договор между английским и советским
правительством, что все британские подданные поедут поездом через всю Россию до
Владивостока. Там нас посадили на пароход и отправили в Австралию. В Англии уже
шла война. В Австралии я жил два года. Это хорошая страна, но для тех, кто там
родился. Мне очень хотелось в Европу, я надеялся вернуться домой. Поэтому
поступил в английский торговый флот. Однажды попал в Нью-Йорк, где ждал смены
пароходов. Случайно встретил хорошего знакомого отца. Он объяснил, что в Россию
пока все равно вернуться не удастся. И я остался в Америке...
Дмитрий Григорьев закончил престижный Йельский университет, позже получил
степень доктора в Пенсинвальском университете. Завершил духовное образование в
Свято-Дмитриевской духовной академии. В 1964 году стал профессором
Джоржтаунского университета, в этом качестве проработал до 1989 года. В 1969
году рукоположен в сан священника.
В его приходе 400 человек. Это и русские и американцы. Отец Дмитрий считает,
что именно храм помогает человеку сохранить внутреннюю связь с Родиной. Это он в
миру - американец, а в храме остается наедине с самым дорогим и заветным. Именно
православие многим переселенцам - сербам, грекам, галичанам, русским помогло не
растерять себя в чужом для них мире.
Когда мы расставались с отцом Дмитрием, он собирался на Соловки, чтобы
поклониться святой земле. Отец Дмитрий верит в будущее России. Ведь это его
родная страна, любовь к которой он перенес через все годы. А еще он немного
романтик...
Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО
|