Северный комсомолец
27 января 2006 (3)
Оксана КИРЕЕВА
"Наблюдать за людьми - наша работа"
Магазины самообслуживания, удобно "слизанные" с Запада, стали настоящей
палочкой-выручалочкой. Оно и понятно, не всем нравится стоять в очереди и
выспрашивать у продавца тот или иной товар.
Но так ли идеально это изобретение, как кажется на первый взгляд?
Например, подавляющее большинство посетителей жалуется на то, что их буквально
преследуют вниманием охранники. А если сочтут нужным, то и обыскать не
побрезгуют.
Выходит - такая у них работа всех подозревать?
Именно из-за этого многие предпочитают западному аналогу "советский вариант" -
лучше уж в очереди отстоять, чем чувствовать себя преступником.
ПРИШЕЛ В МАГАЗИН - ПОЛОЖИ ВЕЩИ В ШКАФЧИК!
Недоволен честной народ и обязательным правилом: "зашел в магазин - положи вещи
в шкафчик". Тем более что "за сохранность личных вещей администрация
ответственности не несет", а ключи на дверках кажутся одинаковыми.
Прояснять ситуацию я отправилась прямо к администраторам таких магазинов. И
выяснила, что внутренний устав "сам-магов" практически одинаков для всех, но в
каждом, в зависимости от компетентности и порядочности персонала, правила
несколько различаются.
Так, в большинстве магазинов самообслуживания разрешают оставлять при себе сумки
(в "Фуд-маркете" даже спортивные), заставляя "прятать" только пакеты. А в
некоторых магазинах покупатель может пронести с собой все вещи - никто отбирать
не будет. Но пусть в таком случае не возмущается, если за ним будет неотрывно
следить охрана.
Такое правило, по словам администраторов, необходимо для удобства самих
покупателей и для пре-дотвращения скандалов с ними. Ведь люди часто ходят за
покупками в разные магазины, а чеки не берут. Потом возникают неприятные
ситуации.
Также это нужно для пре-дотвращения краж, которыми нередко балуются дети,
молодежь и другая часть населения. Но особая группа любителей поживиться - это
дамочки в норковых шубках. Это для них что-то вроде наркотика - взять так, чтобы
не засекли.
А на вопрос, законно ли это неписаное правило - принуждать класть вещи в
подозрительный "сейфик", отвечает член правления общества защиты прав
потребителей Григорий Георгиевич Жигалов:
-Абсолютно законно. У каждого шкафчика есть индивидуальный ключ. Это исключает
воровство, тем более что в магазине полно охраны. А что касается надписи: "За
личные вещи админист-рация ответственности не несет", то здесь отдельный
разговор. Это не вполне законно. В таком случае персонал должен хотя бы
предупреждать, чтобы люди не оставляли ценные вещи.
"ВЫ НЕ ЗАБЫЛИ ЗАПЛАТИТЬ?"
А вот насчет неписаного обычая - обыскивать подозрительного посетителя, то тут
кто во что горазд. Например, в "Фуд-маркете" такого "удовольствия" себе не
позволяют:
- Мы никого не обыскиваем даже, если видели непосредственное воровство - этим
занимается милиция,- объясняет управляющий магазином Константин Владимирович
Шишов.
Но чаще всего, наверное, чтобы не беспокоить "органы" по пустякам, охранники
делают это собственноручно. Если украл, то жди людей в форме, если нет, то -
извини, ошибся.
В магазине под названием "Магазин по низким ценам" несколько другие порядки:
- Мы обыскиваем человека только в том случае, если непосредственно видели
воровство. Разрешаем пройти мимо кассы, а затем, после "контрольного" вопроса:
"Вы не забыли заплатить?" производим обыск, - комментирует администратор
магазина Надежда Аркадьевна Пестова.
А законно ли это?
На этот вопрос отвечает Григорий Жигалов:
- Нет, это незаконно. Охрана в магазине не имеет права обыскивать человека, даже
при реальных доказательствах кражи. В этом случае они могут только задержать
подозреваемого и вызвать милицию, которая и будет производить обыск.
"МЫ - МЕБЕЛЬ!"
Чаще всего незаконным обыском занимаются некомпетентные, взятые "с улицы"
контролеры торгового зала. Они не знают ни своих прав, ни прав покупателей, и в
связи с этим позволяют себе различные вольности.
А так ли важно для работника охраны быть компетентным, и есть ли вообще такая
профессия, и что она из себя представляет?
С этим вопросом я отправилась к главному охраннику магазина самообслуживания
"Солнечный лабиринт". Оказалось, что существуют трехмесячные курсы, на которых
обучают специальности "контролер торгового зала". И уважающие себя магазины
предпочитают брать на работу только таких охранников.
Ученый контролер зала не станет "висеть" у человека над душой, так как может
отличить потенциального воришку от нормального покупателя с первого взгляда. А
наблюдать умеет так, чтобы покупатель не чувствовал себя под постоянным
надзором.
- И вообще, не стоит обращать на нас внимания. Мы - мебель. Наблюдать за людьми
- наша работа, - говорит охранник Александр.
|