Пресса Архангельской области
 


Северный комсомолец
27 января 2006 (3)
Светлана ЛОЙЧЕНКО

Полеты с Ричардом

Одно из самых приятных зрелищ последнего времени - мороз под сорок, пар столбом, а народ толпится на крыльце, как обычно бывает в ожидании какого-то важного театрального или концертного события. Архангельский театр драмы давал премьеру: Шекспир "Ричард III". Подумалось - будто жизнь пробивается через асфальт.

А что? Мы ведь сами уже не особо верим себе. Иной раз кажется: что еще надо, кроме, не побоюсь этого слова, черного юмора, заполонившего и подмостки и телевизор? А тут дают Шекспира, и народ ломится! В сорокаградусный мороз!

Зал переполнен, и вокруг знакомые лица. Коллега Татьяна Борисовна Шахова и секретарь Союза театральных деятелей Надежда Альфонсовна Курилович вспоминают, когда в нашем театре шел Шекспир. Да, это было еще при Эдуарде Симоняне, лет так тридцать назад. Тогда ставили "Короля Джона". Татьяна Борисовна рассказывает, как блестяще играли актеры, какие были костюмы - тяжелые, подлинные.

Мы волнуемся. Театр-то не чужой, а свой, и Шекспир - это экзамен.

И вот на сцену выходит кто-то. Я не понимаю кто. Вроде пьеса начинается с выхода Ричарда? Или я плохо помню содержание? Но это не Ричард! К тому же, Ричарда играет Александр Дунаев. А уж, тем более, это не Дунаев.

Он говорит вкрадчивым голосом. Еще ткань спектакля не соткана. Еще мы все сами по себе - я в партере, а вот это существо, которое волнует меня, почему-то все больше и больше, на сцене. Я смотрю во все глаза и пытаюсь понять. А потом... Потом какая-то волна уносит меня.

По-моему, в театре есть две степени определения "классности" спектакля. Первая - когда ты сидишь и наслаждаешься игрой актеров. Ты видишь, как они точны в мимике, жестах, как отлично владеют словом. Получаешь массу эстетического удовольствия. И есть высшая степень - когда уже всего этого не замечаешь.

Вот что-то случилось и на этот раз. Неожиданно я попадаю на волну, и она поднимается выше, выше. Уже нет сцены, нет зала. Есть странное, почти пугающее колдовство. Театра? Эпохи? Актера? Это, сродни влюбленности. И вдруг - стоп. Падаю кубарем - и оказываюсь сидящей в партере. А на сцене, конечно же, как я сразу не поняла - Александр Дунаев в роли Ричарда! Теперь отчетливо вижу. Он сбился с текста и потерял ритм. И волна наша ушла... И мы снова каждый сам по себе.

Зато я могу оглядеться. И сделать оценки не сердцем, как, думаю, следует в театре, а умом. Пока Дунаев досадует на свою оплошность (зритель-то искренне сочувствует - ведь премьера и спектакль не обкатанный), осматриваюсь и прислушиваюсь. Думаю о том, что надо бы отметить хорошо подобранную музыку. Я ее ведь не заметила именно потому, что она была единым целым, будто ее тоже писал Шекспир приложением к пьесе. Оформление? Татьяна Борисовна время от времени охает, что сцена тесная и актеры сейчас свалятся с помоста. У меня есть время подумать - на самом деле тесная или так задумано? Да так ли это важно, если все это в конечном счете работает? Костюмы - просто графика, строгая, четкая, выверенная.

Дунаев приходит в себя и снова ловит свою волну. Вкрадчивый голос. Жалкий вид. Но и устрашающий. Он привлекает и отвращает одновременно. Он - абсолютное зло, коварство. Он и сам себя так осознает. И все это понимают. Но и помогают рьяно. И очаровываются насмерть.

Есть два верных способа привести тирана на трон - с помощью слова и кинжала. Но если кинжал разит единицы, то слово отравляет тысячи. А потом тираны избавляются от тех, кто им помогал. Это такой закон. И хотя он работает во все времена (ведь закон!), все равно находятся те, кто жертвует собой ради того, чтобы привести к власти злодея, польстившись на призрачные блага.

Актеры только разогреваются. Премьера еще не дает возможности полного и непрерывного полета. Но понимаешь, что-то очень важное, очень сокровенное состоялось!

Помню свое изумление, когда увидела "Вишневый сад" - это теперь спектакли такого уровня стали привычными. А тогда было ощущение, что город изменился, стал другим. И вот теперь тоже есть чувство, что театр перешел еще на один уровень. И город вместе с ним приподнялся тоже. Теперь у нас дают Шекспира. И мы оказались готовы, чтобы принять его.



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя