|
Северный комсомолец
27 октября 2006 (42)
Александр ПЕРЕПЕЛКИН.
Станислав Вторый: Не надо истерики по поводу сворачивания демократии
Страна пережила очередную "Прямую линию" с президентом. Круглосуточная работа
операторов call-центра, перегруженные телефонные линии, часы работы в прямом
эфире и, как обычно, тысячи вопросов, оставшихся за кадром. Они - о рушащихся
домах, неприбранных дворах, "глухих" чиновниках. Отчего звонок Путину стал для
россиян "последним рубежом" в борьбе за свои права? Не потому ли, что в мэрии
установлены турникеты, а местный коммунальный чиновник "занят", "на планерочке",
"перезвонит"?
От кого избиратель ждет ответа на волнующие его вопросы? Кого считает достаточно
компетентным и влиятельным, способным "разрулить" ситуацию? Мы обсуждаем эти
вопросы со Станиславом ВТОРЫМ, депутатом областного Собрания, председателем
комиссии по законодательству и судебно-правовым вопросам.
- Станислав Алексеевич, законодательство ведь не обязывает депутата заниматься
решением частных проблем избирателей... Все-таки ваша главная задача - создать
законы, которые позволили бы местным властям эти проблемы эффективно решать,
верно?
- Закон обязывает депутата не терять связь с избирателями. Не секрет ведь, что
некоторых своих избранников люди теряют из вида сразу после выборов, а потом
ищут, задают вопросы - в том числе через газету. Звучат предложения ввести
институт досрочного отзыва нерадивых депутатов. А что касается частных проблем
избирателей... Человек живет в разваливающемся доме, где нет воды с апреля. И
никто из чиновников мэрии не может дать вразумительный ответ, когда она
появится. Я говорю о конкретной ситуации, в которой сегодня оказались жители
поселка 23-го лесозавода. Да, это их частные проблемы. Но это же проблемы моих
избирателей. И я не могу заявить человеку, что, извините, я занимаюсь только
проблемами законодательства! Люди ведь за меня голосовали, и при этом надеялись
на решение не только общих для области вопросов, но и своих собственных. Я это
осознаю. Сегодня депутат для избирателя - одна из последних надежд на решение
проблем. К нам они приходят обиженные, обманутые, с пачкой бумаг - отписок из
самых разных инстанций, которые призваны обеспечивать людей водой, теплом - всем
необходимым. Но не делают этого! И не несут за это практически никакой
ответственности.
- На "прямой линии" с президентом прозвучал вопрос прямо-таки риторический:
"Нужна ли нам такая власть"?
- Мне его тоже избиратели часто задают. Есть главы городских округов. И в то же
время их словно бы нет! Потому что как чиновники они беспомощны, у них нет
денег, нет реальных полномочий. Это видимость власти. Буксует сама муниципальная
система. И как следствие нет ни контроля, ни ответственности. У людей голова
кругом идет от МУПов, жилкомсервисов, генерирующих и негенерирующих компаний,
связькабельстроев - всего этого жилищно-коммунального суррогата. В этой системе
крутятся большие бюджетные деньги. Но вы спросите людей - что-то улучшилось в их
обслуживании за последние годы? Посмотрят как на сумасшедшего! Коммунальщики
по-прежнему заставляют людей оплачивать не оказываемые услуги. Якобы дворник
убирает территорию, якобы на Бревеннике работает канализация, якобы температура
в домах соответствует норме. Жульничество! Оно процветает по всему городу - об
этом все знают, но делают вид, что так и должно быть.
- Как вы относитесь к инициативе назначения мэров областных городов? Эта идея
сейчас, можно сказать, проходит общественную экспертизу.
- За все происходящее в области отвечает губернатор. С него спрашивает
федеральный центр и за вспышки гепатита, и за сход домов со свай, и за плохие
дороги. И при этом у областного главы отсутствуют рычаги воздействия на мэров,
избранных в результате прямых выборов. Из сообщений СМИ мы знаем, что конфликты
губернаторов и мэров - не редкость. Поэтому предложение назначать мэров, на мой
взгляд, правильное. Будет с кого спросить, повысится оперативность и
ответственность в принятии решений.
- Но не пострадает ли при этом сам принцип выборности органов местного
самоуправления?
- Я полагаю, не надо истерики по поводу сворачивания демократии. Это происходит
от незнания. Во многих странах, например, в Скандинавии, Европе, США, мэры - это
менеджеры, которых нанимает на работу городская Дума. И не приведи Бог, если
такой мэр будет заниматься политикой! Он городской завхоз с большими
полномочиями - и не более того. Так что мы не открыли ничего нового: такая
система давно и с успехом работает за рубежом.
- Повышение ответственности глав муниципальных образований - ключевой аргумент
сторонников предполагаемой реформы. Но как горожане смогут повлиять на
исполнительную власть, назначенную свыше?
- Чтобы ответить на этот вопрос, мало одной газетной публикации. Думаю,
потребуется не один десяток лет, чтобы изменился менталитет российского
чиновника и российского гражданина. Мы должны быть нетерпимы ко лжи,
пренебрежению чиновников к чаяниям людей. Необходимо общественное мнение, с
которым чиновник не мог бы не считаться. В нашей области достаточно институтов,
главная задача которых - защита прав человека. Они нередко сообщают о вопиющих
нарушениях прав граждан. Какова реакция? Зачастую никакая! Это печально и
характеризует нынешнее состояние общества, его незрелость. Тревожит и тот факт,
что на нас обрушивается мощный информационный поток, из которого следует, что
чиновничий люд денно и нощно заботится о людях - о нас с вами. Не замечать то
хорошее, что делается, нельзя, но не следует выдавать желаемое за
действительное. Оценку эффективности власти должны поставить люди, а не сама
власть.
Беседовал Александр ПЕРЕПЕЛКИН.
| |