|
Северный комсомолец
17 ноября 2006 (45)
Александр КОЖЕВНИКОВ.
Роман русской судьбы
15-го ноября в областной библиотеке им. Добролюбова состоялась презентация новой
книги нашего северного писателя Михаила Попова. То, что презентацию в
Архангельске провели буквально за несколько дней до исторической даты -
295-летия со дня рождения М.В.Ломоносова, не случайно. Главный герой романа
Михаила Попова именно Ломоносов. В 1999 году толчком для написания романа
"Свиток" стал именно образ Михайлы Ломоносова, по словам самого автора,
представший перед ним "как живое явление". Эта дата - 1999 год - также не
случайна. Смута и тревога, царящие в это время в России, вновь потянули писателя
к перу. Он уехал в родные места в Онегу, где вскоре и начал рождаться "Свиток".
На презентации звучало очень много теплых слов в адрес автора. Работа им была
проделана очень большая и, по признанию друзей Михаила Попова, проделана очень и
очень удачно. По словам журналиста и писателя Виктора Толкачева, выступавшего на
презентации, Попов в очередной раз продемонстрировал виртуозное владение языком
эпох, о которых пишет в романе. Интересной особенностью произведения стало то,
что часто художественный стиль повествования в романе переходит на
публицистический. Это, по словам Толкачева, не ошибка, а знак того, что автор
просто не может молчать, глядя на жестокости современной жизни, он имеет
активную позицию, он негодует. Прозвучали на презентации и первые, надо сказать,
весьма лестные, оценки нового романа: "Свиток" был назван самым знаменательным
из появившихся за последние десять лет здесь на Севере произведением.
Ломоносов о "дне сегодняшнем"
Ломоносову будет посвящена и новая премьера в Архангельском молодежном театре.
18-го ноября на сцене Дома офицеров мы сможем увидеть спектакль "Раненый зверь"
по пьесе Сергея Коковкина. На состоявшейся в среду пресс-конференции автор
вместе с Виктором Пановым и актерами "молодежного" встретились с журналистами.
Пьеса "Раненый зверь" первая в авторском цикле произведений, посвященных
российским гениям. И первым в списке гениев у Коковкина стал именно Михаил
Ломоносов. Но это не историческая драма - спектакль по пьесе "Раненый зверь",
прежде всего, разговор о "дне сегодняшнем". Столкновение гения и власти, о
котором говорится в пьесе, тема очень актуальная именно сейчас, поэтому по
замыслу и автора и постановщика "машкерад", который будет происходить на сцене,
должен получить живой отклик у публики, особенно молодой.
Пьесу Коковкина играли в Москве, в театре на Малой Бронной, ставили его и в
Архангельске. Но нынешний взгляд на пьесу, по словам Виктора Панова, абсолютно
другой - с новыми приметами времени. Отличаться будет все. Например, костюмы,
эскизы которых продемонстрировали на пресс-конференции, - вычурные камзолы и
кринолины "машкерада" шили для "молодежного" в Мариинке. Сценографией спектакля
занималась приглашенная из Петербурга гостья - художница Ирина Бируля. Ее
прочтение сцены - это паруса. Паруса кораблей, паруса жизни, которая меняется и
течет мимо главного героя. Вообще, Виктор Панов намерен удивлять. Приглашенные
именитые гости из Москвы занимаются постановкой света в спектакле, ну а кроме
этого, изюминкой нового "Раненого зверя" станет огонь. Постановкой этих
рискованных спецэффектов занят Никита Беляков, художественный руководитель
театра огня "Autodafe" (Москва).
Певец вечных льдов
Ноябрь в Архангельске полон замечательных дат, связанных в первую очередь с
культурной жизнью нашего города. 14-го ноября в музее художественного освоения
Арктики им. А.А Борисова отмечали 140-летие со дня рождения этого старейшего
архангельского художника. На вечере памяти присутствовали родственники Борисова,
которые сделали музейщикам замечательный подарок: передали несколько вещей,
принадлежавших их знаменитому родственнику, - его письменный стол, рамку для
холста, которую тот возил с собой, фотоаппарат...
Талантливый ученик Шишкина и Куинджи, Борисов оставил замечательное
художественное наследство, несмотря на то, что его творческий период продолжался
не так уж и долго - все свои основные работы художник написал в период с 1896 по
1901 годы. Их бережно хранят. А теперь, как рассказали сотрудники музейного
объединения, вплотную занимаются еще и восстановлением дома-дачи художника в
Красноборске. Выясняют, не выставлялся ли он в свое время в Америке. Известные
выставки Борисова в Европе в свое время привлекли большое внимание, там хорошо
знают о певце вечных льдов.
Петербург Ирины Бирули
Или "Мой Петербург". Так называется выставка питерской художницы, представленная
в понедельник в музее изобразительных искусств. Пока Ирина Бируля ограничилась
только десятью работами, на которых в очень любопытной технике (землей, песком)
отражен Санкт-Петербург. Но художница, очень серьезно и трепетно воспринявшая
приглашение архангельских музейщиков, пообещала, что летом представит
архангелогородцам уже большую выставку, где, возможно, найдет место и ее
замечательная коллекция утюгов.
Сейчас Бируля, впервые за пятнадцать лет, вновь занялась сценографией -
оформляет спектакль Молодежного театра "Раненый зверь". По словам художницы, ей
очень сложно совмещать сценографию и занятия живописью, поэтому она отошла от
работы в театре. Но тем не менее приняла приглашение Виктора Панова. Работы
Бирули - уникальное явление, оцененное по достоинству уже в очень многих и
многих странах. Ее конек - это фактура. Работы художницы практически трехмерны.
На них с помощью далеко не стандартных материалов отражен характер ее северного
города. Этот Петербург только ее - с таинственными подворотнями и окурками,
тенями от окон и зыбкими белыми ночами. Петербург совсем не радостный, но от
этого не теряющий своей уникальной красоты. Наоборот, приобретающий окраску,
доселе невиданную, размытую, как сквозь дождь, очень привлекательную и чарующую.
Подготовил Александр КОЖЕВНИКОВ.
| |