Пресса Архангельской области
 


Северный комсомолец
15 декабря 2006 (49)
Марина ТРЕТЯЧЕНКО.

Вдоль Северодвинской дороги кресты могильные растут

Чиновники признали поселок Пирсы нерентабельным и заживо похоронили около двухсот его жителей.

В поселке Пирсы люди боятся болеть: скорая сюда не едет - в лучшем случае летят МЧСовцы. Боятся пожаров: случится таковой - выгорит целый поселок: пожарные здесь также не появляются. Боятся умирать: страх не столько перед самой смертью - покойника будет не вывезти. Причиной всему - давно пришедший в негодность мост через речку Заостровка на Пирсах. Сейчас это в буквальном смысле решето - деревянно-железное (впрочем, от проложенных по мосту и придающих ему прочность рельсов уже почти ничего не осталось - начали их разбирать и уносить местные пьяницы, закончила "реконструкцию" тамошняя лесобаза). Жители по привычке еще зовут решето мостом, и вот уже который год пишут письма в городское управление дорог и мостов с просьбой привести его в порядок. В управлении отвечают: нерентабельно.

17 лет по мосту официально не ходят машины. Для людей это единственная дорога для кого-то на большую землю, а для большинства - в поселковые магазин и баню. Ходить по мосту круглогодично страшно: есть риск переломать ноги. Зимой, по льду, миновать мост и не соскользнуть в реку считается удачей. В поселке скоро начнут вести счет его жертвам: местные вспоминают, в прошлом году осенью мужчина утонул, упав с моста, были и другие случаи.

К нам подходит женщина и рассказывает, что здесь недавно чуть не погиб ее брат. Он инвалид, поскользнулся и оказался бы в реке, не подхвати его сестра.

Впрочем, не лишиться бы того, что есть: местные опасаются, что и этой развалюхи у них не станет - сваи у моста гнилые (может снести ледоходом), да и грунт постоянно подмывает.

Был на Пирсах с визитом начальник управления дорог и мостов мэрии Архангельска Владимир Мохначев. Посмотрел - сказал, на ремонт денег нет. Кто-то из местных ему парировал: если мост разрушится, людей расселять дороже выйдет. На что Мохначев ответил что-то вроде, а кого расселять-то: треть жилья приватизирована, треть - бичи, остальные - старики.

Сделать дорогу, по которой могли бы пройти машины, жители Пирсов просят чиновников хотя бы из бывшего колхозного поля. Для этого его надо лишь грунтом засыпать. На это, сказали, также денег нет.

"Северодвинскую дорогу гуськом перебегаем"

У жителей Пирсов отбирают последние блага цивилизации. Этим летом отменили 25-й автобусный маршрут, который ходил из поселка до города. К осени, пообещали, автобус будет. Автобуса люди так и не дождались - чиновники ответили: нерентабельно. Теперь школьники два километра пешком в город ходят: дойти надо как минимум до улицы Урицкого.

Чтобы в город попасть, не только мост надо миновать, но и северодвинскую скоростную автотрассу. Машины там пулей несутся, а остановки для пассажиров автобусов не поставили. Два месяца назад там сбило бабушку. Вдоль дороги виднеются могильные кресты... Северодвинскую трассу в одиночку не перейти: жители Пирсов говорят, впятером-вшестером собираются и гуськом перебегают.

У 54-летнего Николая Сидельникова приступы эпилепсии через каждые полтора часа. В психоневрологическом интернате места ему нет

В шок, однако, нас повергли даже не мосты и не дороги. А рассказ пенсионерки Нины Леонидовны Кулакиной. Сама Нина Леонидовна не местная, живет в городе на Троицком, сюда же постоянно ездит к двоюродному брату, 54-летнему Николаю Ивановичу Сидельникову. С детства он инвалид второй группы, приравненный к первой. У него ОСТД первой степени. В детстве переболел менингитом, с того времени стоит на учете у психиатра. Первый раз его парализовало четыре года назад, когда умерла мать. После этого ему оформили инвалидность. Сейчас у него парализована рука, он хромает на одну ногу и у него постоянные приступы эпилепсии.

Пенсионерка отчаялась. Что делать, не знает: за братом нужно ходить, как за ребенком. А для этого чуть ли не ежедневно на Пирсы выбираться. Сегодня снова приехала: еду привезла, белье сменить. Больше ухаживать некому: один остался, все родные умерли.

Когда мы приехали, Николай Иванович в бане мылся: воскресенье - мужской день. Нина Леонидовна зовет нас посмотреть, как он живет. По дороге рассказывает, что два раза уже чуть дом не сжег, а алкоголики, которые пить к нему приходят, его каждый раз до нитки обирают: все, что Нина Леонидовна ему привезет, выносят. Он потом по поселку голодный ходит, кушать у людей просит.

Приходим - грязная неприбранная кровать, потемневшее засаленные простыни, рядом ведро...

Нина Леонидовна собирается менять постельное белье. Рассказывает, покупает каждый раз новое. Старое стирать, говорит, брезгует: боится вшей и туберкулеза.

В бане Нину Леонидовну ждут плохие новости - сообщают, у Сидельникова снова приступ.

По всему перечисленному Николаю Ивановичу положено место в психоневрологическом интернате. За это место Нина Леонидовна бьется уже не первый год. В управлении соцзащиты Исакогорского округа отказывают: говорят, мест нет, кроме того, его надо сначала вылечить, а потом в интернат помещать.

Двести человек не повод, чтобы строить мост

По поводу строительства моста мы связались с депутатом област-ного Собрания по первому избирательному округу (Цигломенский и Исакогорский округа) Евгением Ухиным. С ним у тамошних жителей отношения сложились доверительные. На Пирсах о нем тоже хорошо, к слову, отзывались.

Очень кстати депутат пообещал связаться по этому вопросу (так как сам о данном мосте представление имел смутное) с начальником управления дорог и мостов мэрии города Владимиром Мохначевым. Нашей редакции не удается поговорить с ним уже вторую неделю. Последние дни у Владимира Васильевича идут совещания. На крайний случай заручились его мобильным. И тот не отвечает. Для депутата он в течение получаса оказался доступен.

Евгений Ухин сообщил нам, что мост принадлежит ОАО "Архангельская лесоперевалочная база". Юридически предприятие еще существует. Сейчас ведутся переговоры с инвесторами, которые могут вложить средства в лесобазу, чтобы она снова начала работать. Тогда и мост за счет предприятия будет починен. Другой вариант, о котором сказал Ухин, - что город при поддержке области возьмет мост на баланс. Мэрия делать это особо не жаждет: население Пирсов слишком мало (чуть больше двухсот человек). Но если это все же случится, то уже в 2008 году.

Марина ТРЕТЯЧЕНКО.



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя