Пресса Архангельской области
 



Северный комсомолец
3 февраля 2006 (4)
Сергей ФЕДОРОВ

Лекарство для проспекта

Состоит из двух компонентов

В нашем городе, да и как по всей России, беды, как известно, две - дураки и дороги (так и хочется добавить - которые они строят). С дураками все понятно давно. А вот с дорогами, похоже, городские власти решили разобраться всерьез. Во всяком случае, как сообщает пресс-служба мэрии, из 450 миллионов, которые выделяются Архангельску в этом году за статус областного центра, почти 350 пойдет именно на реконструкцию дорог и мостов.

Ну и правильно! Подобное решение назрело давно. Смотреть на архангельские дороги уже тошно. И дело не только в выбоинах и ямах. Дело в принципе - в размере. Глядя на роскошные пробки, которые по утрам выстраиваются буквально перед каждым перекрестком, как-то забываешь, что живешь в маленьком провинциальном городке. В общем, назрело - инфраструктуру Архангельска надо серьезно реконструировать.

А как не быть перегрузке, если даже по официальным данным в Архангельске только частных автобусов почти пять сотен. Да еще восемь (ну, или около того) десятков муниципальных. Плюсом - более сорока тысяч легковых авто. И все это ездит по узким архангельским улицам.

Однажды архангельские архитекторы уже признали, что город просто не рассчитан на такое количество авто. Строили-то нынешний Архангельск по генплану образца 60-х годов. Кто же тогда подозревал, что в начале 90-х страну накроет автомобильный бум? В те годы делали ставку на общественный транспорт. И готовились к победе коммунизма. Естественно, личный транспорт, этот пережиток прошлого, в рассчет просто не принимался. Так, в Москве, по генплану 1971 года, на долю личного транспорта отводилось всего 15 процентов пассажирских перевозок. Вплоть до конца века. Ясно, что этот прогноз оказался несостоятельным.

Впрочем, обвинять архитекторов в неумении "заглянуть за горизонт" не стоит. Дело в том, что улично-дорожные сети всех городов Советского Союза формировались на основе всего двух положений: а) подавляющая часть потребностей населения будет удовлетворяться общественным транспортом; б) максимальный уровень автомобилизации составит 60 машин на тысячу жителей. Этот уровень был установлен решением ЦК компартии в 1972 году и стал исходным положением для генпланов развития советских городов на период до 2010 года.

В итоге все транспортные ин-фраструктуры и системы управления дорожным движением ориентированы именно на этот уровень. Но сейчас в Москве на каждую тысячу жителей приходится 300 автомобилей. В Архангельске же этот показатель оценивается в 120-160 машин. Понятно, что до столицы нам далековато. Хотя по международным нормам мы уже благополучно подобрались к середине рейтинга автомобилизации населения. И уже сейчас понятно, что количество авто на улицах города будет расти. Стало быть, будут расти и пробки.

Транспортную инфраструктуру необходимо менять. Или хотя бы начинать движение в эту сторону. Конечно, вести массированный ремонт в историческом центре - это смерти подобно. Но ведь можно заглянуть и в перспективу, в ближайшее будущее.

Да, пока нового генерального плана развития Архангельска нет. Как говорят чиновники мэрии, он может появиться к 2008 году. По крайней мере, к этому времени начнется его разработка. Хотя в общих чертах стратегия развития города ясна - строить в любом случае придется в южном направлении. Потому что больше некуда.

Ну, хорошо. Построим еще несколько новых микрорайонов в направлении Уймы. Но что получим в итоге? Огромную перегрузку проспектов южных направлений - Московского и Ленинградского. Они и сейчас-то, как отмечают специалисты, одно из самых "узких" мест города. Чего стоит проб-ка в районе съезда с железнодорожного моста, как раз в самом начале Ленинградского проспекта! А теперь представим, что нагрузка на этот проспект увеличится в два-три раза. И к машинам, идущим из Северодвинска, добавятся автомобили жителей планируемых южных микрорайонов...

Открывать Америку и изобретать велосипед абсолютно ни к чему. Все уже придумано до нас. Лекарство для проспекта давно известно и состоит, как минимум, из двух компонентов. Конечно, компонентов намного больше, но эксперты уверены, что для начала Архангельску хватит и двух.

Первая составляющая - перестройка и расширение городских дорог. То есть примерно то, что сейчас в планах городских властей. Но, предупреждают эксперты, лобовое расширение дорог - это не панацея.

Допустим - ну, слегка пофантазируем - что ширину проезжей части улиц и проспектов Архангельска удалось расширить в два раза. Но вряд ли мы сможем решить проблему. Во всяком случае, как показывает опыт так называемых развитых стран, транспортный напор аналогичен напору воды у плотины - расширение отверстия для пропуска потока тут же привлечет дополнительные объемы и восстановит прежний уровень.

Понимаем, что разочаруем специалистов мэрии, но все же рискнем предположить - даже расширение проезжей части в два раза проблему не решит. Более того, мы не только не сможем добиться увеличения пропускной способности улично-дорожной сети, но и создадим для себя еще ряд проблем. Ведь расширение в условиях уже сложившейся застройки означает, как минимум, сокращение площадей зеленых насаждений. Этот ряд можно продолжать, но в итоге выяснится, что, воюя с пробками, мы получим лишь ухудшение качества среды проживания.

Так что, не расширять и не строить? Да нет - и расширять, и строить. Но на основе иных принципов генерального планирования городов.

Каких? Например, развитие общественного транспорта. Это и будет вторым компонентом нашего лекарства. Ведь, признаемся откровенно, рост числа личных автомобилей во многом был вызван плохой работой и низкой комфортабельностью общественного транспорта. А теперь нам снова предлагают его развивать? Да, но на прин-ципиально ином уровне.

И основным приоритетом развития эксперты предлагают признать именно уровень комфорта. При нынешнем количестве автобусов принцип "лучше плохо ехать, чем хорошо стоять" уходит в прошлое. Как уверяют специалисты, именно комфортность является одним из основных критериев, определяющих конкурентоспособность поездки на общественном транспорте, сдерживающих отток пользователей на личный транспорт. Конечно, есть другие критерии. Но базовый, фундаментальный - именно этот.

И вот тут встает вопрос - а что же такое, в нашем понимании, комфортный общественный транспорт? На данный момент это, прежде всего, большой и теплый салон. Мы уже устали от обилия маленьких "ПАЗиков", в которые трудно втиснуться не только с коляской, но и просто с большой сумкой.

Собственно говоря, именно в сочетании двух этих факторов - расширение улиц и развитие общественного транспорта - и видится решение грядущей проблемы.

И последний аргумент - отечественными исследованиями установлено, что участок улицы с максимальной пропускной способностью на легковых автомобилях полторы тысячи человек в час может обеспечить при использовании общественного транспорта пассажиропоток в десять раз больший! И при этом снижается не только перегруженность улицы, но и количество ДТП, стресс для городской окружающей среды. А чтобы жизнь вообще казалась замечательной, можно еще и распределить полосы движения между "легковушками" и общественным транспортом!

Другое дело, что удовлетворить все возможные критерии реально только в рамках некой единой программы. Возможно, муниципальной, возможно, региональной. Не суть важно.

Но ее пока нет. Есть по-хорошему амбициозные планы городских властей по улучшению инфраструктуры города. Правда, львиная часть выделенных средств уйдет на реконструкцию центра и севера Архангельска. Будем надеяться, что это только начало. И приближающаяся проблема южных районов будет решена своевременно.



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя