Пресса Архангельской области
 


Северный комсомолец
10 марта 2006 (9)
Ольга ТРЕТЬЯКОВА

Материнское расследование

Скоро два года, как архангелогородка Ида Владимировна Митюхляева ищет своего старшего сына Александра (мы уже рассказывали об этой истории в публикациях под заголовками "Тайна частной жизни неопознанных трупов" и "Частная жизнь мертвецов-2").

Напомним. Заведующий кафедрой психотерапии АГМА доцент Александр Вадимович Митюхляев в начале мая 2004 года ушел на дачу и не вернулся. У милиции версия одна: провалился под тонкий лед (хотя в таком случае его труп наверняка бы где-нибудь выплыл). В эту версию никто, кроме милиционеров и прокуроров, не верит. Любители лыжного спорта, десятки лет бегающие по одной трассе, даже написали письмо прокурору области В. М. Бакуну.

"Мы не можем согласиться с такой причиной его гибели. Однажды, переходя на лыжах через речку Юрас, провалился под лед Сергей К. Саша скинул рюкзак, снял лыжи и ползком стал приближаться к Сергею, протягивая ему свою лыжу. Тут подоспел еще один мужчина, и они вдвоем вытащили Сергея, сняли с него мокрую одежду, растерли окоченевшее тело, дали горячего чаю, переодели в свою одежду и заставили бегом бежать по лыжне. Спортивная закалка и хорошая экипировка позволяли А. В. Митюхляеву проходить по 50 километров в день, невзирая на погодные условия. Мы очень сожалеем, что его нет с нами.

И мы не можем равнодушно наблюдать, как его престарелая мама в одиночку, самостоятельно ведет розыск своего сына, беседуя все с новыми и новыми людьми, выясняя все новые и новые обстоятельства. Она потеряла всякую надежду на помощь со стороны правоохранительных органов, которые ограничиваются формальными отписками в ответ на ее обращения.

Кроме того, как постоянные жители Архангельска, мы знаем, что на кладбищах захоронено множество неопознанных трупов. Это позволяет думать о том, что работа по розыску пропавших без вести должным образом не ведется..."

Ида Владимировна полагает, что сын мог стать жертвой преступления. Но проверить это можно только в рамках уголовного дела, в возбуждении которого Приморская межрайонная прокуратура упорно отказывает. Ида Владимировна добилась того, что постановление об отказе признал незаконным Приморский районный суд: не было, дескать, полной и объективной проверки обстоятельств исчезновения и изучения личности пропавшего. Но даже после этого Приморская прокуратура отделалась допросами жителей деревни, которые ничего не видели и не слышали, однако полагают, что Александр Вадимович мог утонуть. И это вместо полной и объективной, с привлечением криминалистов, проверки.

Мать справедливо опасается, что ее сын мог быть захоронен как неопознанный труп. Она не раз просила провести идентификацию сына по актам судебно-медицинского освидетельствования захороненных неопознанных трупов, но этого тоже так и не сделали. Ида Владимировна, как и оба ее сына, - врач, и поначалу ей удалось договориться в бюро судебно-медицинских экспертиз, чтобы разрешили просматривать акты исследования неопознанных трупов. Но как только она обнаружила похожий на Сашу явно криминальный труп, который бросили - даже без гроба! - в землю в качестве неопознанного, ей тут же запретили заниматься "расследованием" в бюро СМЭ.

Ида Владимировна самостоятельно разыскала с десяток возможных свидетелей исчезновения сына, всех обошла, со всеми поговорила. Теперь нужны очные ставки, потому как "показания" этих людей запутаны и противоречивы, однако для очных ставок необходимо все то же - возбуждение уголовного дела. Устав от отписок, которые она регулярно получала от начальника отдела областной прокуратуры А. Л. Карманова, от заместителей прокурора области А. М. Крошеницына и Ю. М. Шперлинга, Митюх-ляева добилась приема у нового прокурора области В. М. Бакуна. И вышла от него одухотворенная: Владимир Михайлович пообещал лично заняться ее делом и дать ответ! Значит, рано еще писать в Генеральную прокуратуру!

Возможно, сурового на вид прокурора области сразила последняя фраза из четвертого по счету обращения Иды Владимировны: "Смиряться с плохой работой прокуратуры и милиции я не намерена и буду искать своего сына до конца своей жизни, так как это мой долг как матери, пережившей своего ребенка". Следует заметить, что и младшего сына, внезапно умершего совсем молодым, она тоже пережила...

Она уже почти смирилась с тем, что не найдет своего старшего сына среди живых. Найти хотя бы среди мертвых...

Неопознанные трупы хоронят вместе с "отказными" (от которых отказались родственники, или их просто нет) на кладбище в деревне Валдушки. На этих участках среди рядов маленьких деревянных столбиков кое-где стоят и памятники. Это значит, что родственники все-таки вдруг объявились или нашли пропавшего близкого человека уже мертвым. Ида Владимировна бродила здесь летом и думала, что любой из этих холмиков может быть могилой ее сына. Знать бы, который - тоже памятник бы поставила, и даже представляла, какой.

Найти "нужное" захоронение в принципе можно, но достаточно сложно. По закону "О погребении и похоронном деле" в админист-рации кладбища должны храниться вторые экземпляры актов, в которых указывается пол неизвестного, возраст, время обнаружения трупа, время и место захоронения с указанием номера могилы и номера свидетельства о смерти.

У смотрителя кладбища "Валдушки" таких актов не оказалось, он показал нам только справки из отдела ЗАГС, которые привозят из морга вместе с трупом. Скупые сведения справок он переписывает в замусоленную тетрадку под названием "журнал", из которой весьма непросто "выловить" необходимые сведения. Последняя запись в "журнале" - под номером 3 865. Именно столько невостребованных трупов похоронено на Валдушках за счет государства, начиная с 1999 года.

Все ли из них были осмотрены, как полагается, с участием специалистов и следователей, дактилоскопированы и сфотографированы, на все ли заполнены опознавательные карты? Проверены ли они по соответствующим учетам? Заведены ли розыскные дела? И вообще, все ли эти захоронения согласованы, как должно быть, с правоохранительными органами? Думаю, что "материнское расследование" Иды Владимировны Митюхляевой может дать толчок для основательной прокурорской проверки.



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя