Пресса Архангельской области
 


Северный комсомолец
17 марта 2006 (10)
Ольга ТРЕТЬЯКОВА

Продать квартиру и умереть

Личная жизнь Николая Крюкова не сложилась: после развода жена взяла дочерей и уехала на родину, на юг. А когда после ее внезапной смерти муж сестры Николая привез девочек обратно в Новодвинск, жить с отцом они не смогли - он пил. Так и жили пять лет в семье тети, которую назначили их опекуном. Лишенный родительских прав Николай общего языка с дочками не нашел: будучи трезвым, он не знал, о чем говорить, а когда был пьяным и разговорчивым, девчонки отворачивались и уходили.

В конце концов, однокомнатная квартира на улице Уборевича, в которой, кстати, была прописана и одна из дочек Николая, превратилась в пристанище таких же, как он, алкоголиков. Всю мебель из нее вынесли, продали и пропили. А ровно год назад его сестре позвонил дальний, "седьмая вода на киселе", родственник и сообщил о его смерти. Оказалось, что смерть наступила "в результате отравления неизвестным веществом". Сестра написала заявление в городскую прокуратуру: может быть, Николаю, которому еще не было и пятидесяти, кто-то помог уйти из жизни? Ко-гда же выяснилось, что за три дня до смерти квартира была им продана и зарегистрирована на малолетнего сына того самого дальнего родственника по фамилии Кокорин, подозрения усилились...

В прокуратуре сказали, что Крюков умер своей смертью, но постановления об отказе в возбуждении уголовного дела до сих пор не дали. Чем отравился Николай - некачественным спиртом или чем-то еще, - непонятно. Хотя трудно поверить в то, что ученые-химики не дошли до умения точно определить, что за вещество попало в организм человека и привело к его гибели. Конечно, алкогольные суррогаты - штука опасная. Но ведь всю жизнь человек пил - и не умирал, а через три дня после "продажи" квартиры (денег, конечно, никто не видел) взял и умер. Странно все это.

Сестра Николая Крюкова предъявила Кокорину судебный иск с просьбой признать сделку с квартирой недействительной в интересах прямых наследниц, своих племянниц. С какой стати квартира их родного отца формально принадлежит не им, а постороннему мальчику? Даже долги по квартплате до сих пор "висят" на Крюкове, а ведь покупатели обычно первым делом погашают задолженности, иначе квартиру и не продать...

Фамилия "Кокорин" не впервые звучит в Новодвинске в связи со странными квартирными историями с трагическим исходом.

Бывший муж Светланы П. в 2004 году подарил свою двухкомнатную квартиру в деревянном доме на улице Мельникова родной сестре Кокорина. В январе он ее приватизировал, потом подарил, а в сентябре умер от цирроза печени (тоже, конечно, пил). А иначе пришлось бы ему идти из собственной квартиры на улицу, больше некуда. Впрочем, в ней до сих пор никто не живет и не зарегистрирован, долг по квартплате в размере 9 000 рублей "висит" на покойнике, в поквартирной карточке тоже указан он. При этом право собственности на квартиру - у постороннего человека. Несмотря на то, что у бывшего собственника есть два родных сына, которым это жилье должно принадлежать по праву наследования.

Бывший муж Светланы П. был у Кокорина на примете, судя по всему, давно. В свое время он переселил мать и сестру неоднократно судимого П. из благоустроенной квартиры в "деревяшку", погасив долги по квартплате. Однако на этот раз даже этого не удосужился сделать. Не остановило его и то, что сыновья П. вряд ли стерпят такую откровенную наглость: с чего бы это отец взял и подарил квартиру незнакомой женщине? И почему именно ей - только потому, что она сестра Кокорина? Потому что другая его сестра, не стесняясь, рассказывает, что у всех ее детей, даже самого маленького, уже есть по квартире?

Старший сын П. предъявил сестре Кокорина иск о признании сделки недействительной, попросив суд назначить отцу посмертную психолого-психиатрическую экспертизу: в каком состоянии он подписывал бумаги, осознавал ли, что творит? Понимал ли, что жить осталось совсем немного, а если не понимал, то думал ли, где будет жить?

Мне рассказали еще не одну леденящую душу историю о том, например, как женщина, погостив в семье дочери и вернувшись в свою комнатку в общежитии, обнаружила там незнакомого мужчину.

- Вы как сюда попали? - изумилась она.

-А меня Кокорин сюда поселил...

Говорят, что в одном из общежитий половина жильцов - выселенные таким образом из более или менее приличного жилья.

И совсем уж вопиющий и неправдоподобный случай - с трехкомнатной квартирой 12-квартирного дома N1-б в Малых Карелах. Когда она была в свое время продана, ее владелец начал "обменивать", "распродавать" или "раздаривать" квадратные метры. В квартиру привозили одного за другим бедолаг, лишившихся, видимо, своего жилья в городе. Пожив в доме какое-то время, они бесследно исчезали...

Бурная деятельность "черных риэлтеров" обусловлена, на мой взгляд, двумя причинами - объективной и субъективной. Первая заключается в том, что рынок жилья не имеет должного правового обеспечения. С некоторых пор закон позволяет совершать сделки с недвижимостью в простой письменной форме, без участия нотариуса. Регистрация сделок ни от чего не страхует: центр регистрации прав на недвижимость просто регистрирует право собственности, и все. Это нотариус проверяет правоспособность и дееспособность участников сделки, разъясняет им смысл и значение совершаемых действий, предупреждает о последствиях. Неслучайно и в судах количество споров по сделкам с недвижимостью, удостоверенных нотариусом, на порядок меньше, чем по сделкам в простой письменной форме, заключенных под диктовку риэлтера.

И вторая причина, субъективная: безнаказанность недобросовестных посредников, которые манипулируют слабыми и безвольными людьми с молчаливого согласия, а то и с подачи участковых милиционеров и работников жилищных контор (кто еще даст им сведения о притонах и долгах по квартплате?). И на все это безобразие взирает свысока прокуратура, которая не может не иметь соответствующей информации, потому что Новодвинск - город маленький, да и Архангельск - небольшой.

Так что у пострадавших от Кокорина наследников жилья остается одна надежда - на правосудие. Во всяком случае, Новодвинский городской суд уже пресек деятельность мошенника по фамилии Байрамов, который подрядился продать трехкомнатную квартиру в Цигломени и купить благоустроенную комнату в Новодвинске для воспитанника детского дома Кирилла Колодия. Квартиру Байрамов продал, но ни комнаты не купил, ни денег сироте не вернул. Два года милиция, по существу, занималась укрывательством преступления, отказывая в возбуждении уголовного дела. Защитил интересы Кирилла только суд, взыскав с Байрамова 194 тысячи 494 рубля - стоимость квартиры, которой он лишился, доверившись проходимцу.



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя