Пресса Архангельской области
 


Северный комсомолец
24 марта 2006 (11)
Елена ДОИЛЬНИЦЫНА

Люди оказались в адской "авоське"

Почти год назад, 11-го мая, обрушился висячий мост через реку Верхняя Тойма возле деревни Георгиевская. Погибли четыре человека. Прокуратура возбудила дело. Чтобы понять причины трагедии, для обследования моста привлекли специалистов из АГТУ.

Причин оказалось много. Как будто по указке неумолимой судьбы, в одну секунду сошлись на злосчаст-ном мосту всевозможные неблагоприятные факторы. Половодье подняло реку на шесть с лишним метров. На мост из пришедшего автобуса забежали сразу 15 человек. Под их весом деревянный настил опустился в воду, сильное паводковое течение потащило сооружение. Народ в панике сбился в кучу в одном месте. Тол-стенные деревянные опоры, подгнившие на уровне земли, не выдержали и сломались. Стальные канаты ослабли, мост погрузился в воду вместе с людьми и перевернулся. Тросы и множество стальных тяжей, державших деревянный настил, сомкнулись, и люди оказались в адской стальной "авоське", погруженной в ледяную воду. 11 человек спаслись, четверо запутались в тросах и тяжах и утонули.

После трагедии специалисты стали выяснять, сколько подобных мостов в области. По каким проектам строились, какие нормы эксплуа-тации и ремонта существуют. С кого спрашивать соблюдение правил. Оказалось, не с кого. Никаких норм не существует. Для наведения моста ни у кого разрешения спрашивать не надо. Тут действуют старые российские правила: кто во что горазд, и... авось пронесет. А что делать? Никто ведь о забытых Богом, затерянных в междуречьях деревеньках не позаботится. Вот и строят сами. Нанимают бригаду рабочих, своих или бродячих шабашников, и возводят висячие чудеса. Хорошие специалисты могут навести мост даже за несколько часов или дней, если все стройматериалы готовы. Но заказ получают обычно не они.

Конструкции довольно примитивны и похожи, конфигурация меняется в зависимости от ширины реки и крутизны берегов. Случается, мост, перекинутый с высоченного берега на низкий, напоминает огромный трамплин. По нему можно безопасно передвигаться только в хорошую погоду. Ширина тоже разная. Висячие металлодеревянные мосты предназначены только для пешеходов. Но мест-ное население постоянно носится по ним на мотоциклах. Ограничителей-то нет никаких. Даже таблички с правилами поведения на мосту отсутствуют. Никто не знает, что на мосту одновременно могут находиться шесть человек, не больше.

Обрушившийся верхнетоемский мост был построен в пятидесятые годы прошлого века. Деревянные опоры и тросы в последний раз меняли в 1998 году. Антисептирование деревянных опор не сделали. Понадеялись на их большую толщину. Но грибок незаметно и очень быстро "съел" четыре толстых сосновых опоры. Потом были только косметические ремонты. Ни в чьи обязанности не входило следить за ним. Его поддерживали собст-венными силами, потому что был жизненно необходим. Оказалось, что висячие мосты не стоят ни на каком балансе, и претензии предъявлять некому. Да и какие могут быть претензии, если даже ГОСТов на них не существует? Мосты порой даже и осматривает местное начальство, чаще всего перед ледоходами. Но непрофессионалам дефекты не видны.

А таких мостов в области специалисты обнаружили около четырех десятков. Но цифра далеко не точная. Ассистент кафедры инженерных конструкций и архитектуры Алексей Попов, предметом диссертации которого являются именно эти висячие металло-деревянные мосты, говорит, что обнаруживать их удается в основном благодаря личным связям. Знакомые вспоминают, что где-то видели. Потом наводятся более точные справки.

Ситуация получается про-сто катастрофическая. И новой трагедии, к несчастью, исключить нельзя. Особенно на старых мостах. Сейчас Алексей Попов скрупулезно изучает подобные сооружения. Проводит исследования прямо, как говорится, на натуре, со статистами и специальными высокоточными приборами. В результате делает вывод о степени безопасности моста. Вот только кому предъявлять замечания и рекомендации по конструкции, не известно. Ответственных-то как таковых пока не имеется. А скоро новый паводок.

Елена ДОИЛЬНИЦЫНА

Следователь областной прокуратуры по особо важным делам Юрий Александрович Сек:

- По факту обрушения моста и гибели людей област-ная прокуратура сразу же возбудила уголовное дело. Сейчас оно передано в верхнетоимский суд и готовится к рассмотрению. Обвинения выдвинуты начальнику отдела по административным вопросам и чрезвычайным ситуациям МО "Верхнетоимский район" в соответствии со статьей 293, частью 3 УК РФ "Халатность". В случае если суд решит, что подсудимый виновен, ему грозит до семи лет лишения свободы.



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя