Пресса Архангельской области
 


Северный комсомолец
24 марта 2006 (11)
Светлана ЛОЙЧЕНКО

У кого будут "все тапки"?


Выборы невозможно рассматривать в оторванности от общих политических процессов, 
которые проходят в обществе. О них сегодня мы говорим с координатором 
экспертного клуба "Архангельская стратегия" Вадимом Трескиным.

- Вадим, каким образом вы лично участвовали в этих выборах?

- Как дистанционный наблюдатель.

- Но это тоже участие.

- Да. Должны быть общественные институты, которые наблюдают за тем, чтобы выполнялись правила игры.

- Сейчас в области образовалось несколько центров влияния. Как вы думаете, после выборов это влияние перетекло от одного центра к другому? Или расклад сил в политической элите не изменился?

- Начнем с того, что одна из главных проблем в том, что у нас сейчас нет политической элиты. Есть элита в различных сферах, преимущественно культурной или общественной. Что касается центров влияния, то я бы назвал их центрами принятия решений.

- Эта ситуация для нас новая. Ведь появились они сравнительно недавно.

- Еще весной 2003 года в аналитической записке я предсказывал, что через пару лет мы не узнаем верхушку власти. Это и произошло. Поменялась власть, и те люди, которые отошли от нее, образовали свой центр принятия решений. Появились и другие центры. Почему и было ощущение, что в третьем округе шла борьба за что-то краеугольное. Если бы этот центр проиграл, он мог бы вообще уйти с политической сцены. Сейчас он там закрепился.

- Это хорошо или плохо для политической жизни области?

- Я бы оценил эту ситуацию как положительную для региона.

- А то, что у нас этих центров несколько - это тоже положительный момент?

- Беда в том, что интересы центров принятия решений мало сопри-касаются с общественными. Хотя эта ситуация привычная. Архангельская область характерна традицией отходничества. Не было крепостного права здесь еще и потому, что люди собирались и уходили. Благо, было куда. В другие времена уходили во внутреннюю эмиграцию. И у нас сейчас есть государственное образование и общественное. Есть атрибуты государства для нескольких десятков тысяч человек, тех, кто вовлечен в дележку бюджетного пирога. Есть другая страна, в которой люди ведут свою жизнь. Назвать это образование можно как угодно.

- Давайте будем называть его Отечеством...

- Пожалуй. И каждый день мы сталкиваемся с тем, что интересы государства и Отечества не пересекаются. Вот, к примеру, читаю в вашей газете, что в Мезенском районе нашли алмазы, и сочувствую жителям. Они ничего не получат. Это самая главная проблема.

- На ваш взгляд, каков самый яркий урок этих выборов?

- "Единая Россия" оказалась в позиции оппозиционеров. Это ей, конечно, помогло.

- Но ведь сравнительно недавно жители избрали главу администрации области. Что произошло за это время?

- Начнем с того, что сама по себе власть в Архангельской области не авторитарна. И не демократическая. К полюсу демократии ее нельзя отнести потому, что нет главного - эффективной работы. Итоги выборов у нас в области показали, что любая власть, которая не действует в интересах социума, очень быстро теряет его поддержку.

- Как в дальнейшем может развиваться ситуация в нашей области? У вас ведь уже есть опыт прогнозов, хотя это дело неблагодарное.

- Я бы предложил рассмотреть несколько сценариев. По первому государство усиливает свои позиции. На территории области есть Северодвинский комплекс, в который будут вкладываться государственные деньги. Проблема в том, что разработчики, получающие большую часть прибавочной стоимости, находятся не на территории Архангельской области. У нас есть космодром. Но и это не наш праздник, это праздник государства. Мы же видим, что и здесь ничего не делается для жителей области. Есть еще близость к Штокмановкому месторождению, за разработку которого у нас идет соперничество с Мурманской областью. Норвегия делает ставку на Архангельск. На Мурманск - американские проекты. Нам важно под-держивать европейский, норвежский подход.

- Но и тут мы, жители, вряд ли ощутим реальный результат.

- Да, мы сталкиваемся с ситуацией, когда государство диктует свои правила, в результате идет новое закрепощение, Архангельская область становится оплотом государственных интересов. Для жителей области это плохо, потому что основные ресурсы будут тратиться вот в точках интереса государства, о которых мы говорили, а население от этого ничего иметь не будет. Эту проблему мы получили в наследство от Советского Союза.

Второй сценарий - это приход крупного капитала. Например, проект строительства атомной станции, строительство алюминиевого комбината, освоение месторождения алмазов, транспортировка нефти, строительство тех же подводных лодок государственными корпорациями. Когда не само государство приходит, а государственный капитализм в лице крупных компаний. Тоже не очень здорово. С другой стороны хорошо, что их много, но здесь должна быть сильная фигура губернатора, который заставил бы эти компании делиться.

- Какой же вариант вы считаете наиболее приемлемым?

- Наиболее адекватный сценарий, когда Архангельская область приобретает некое собственное видение развития, когда мы точно понимаем, чего хотим. И всего того, что может предложить государство и крупные компании, могло бы добиться сообщество граждан, но в более выгодных для себя условиях. Ресурсы бы тратились не в интересах человека, который смотрит поверх голов сотен тысяч людей и рисует проекты далекого будущего. А в интересах большинства и сегодня.

- Но, похоже, в нынешней власти нет людей, готовых заняться такой разработкой.

- Проблема в том, что нет даже внутреннего драйва: мы можем разработать стратегию, с которой будут считаться все - и государство, и иностранные кампании! Нет людей, которые бы осознавали, что делать что-то для других более выгодно, чем только для себя. А ведь на этом зиждется вся успешность общественной жизни.

- И что, у нас в принципе нет таких людей?

- Их достаточно много, но, к сожалению, не они у власти. И их идеи оказываются невостребованными. Не хватает стратегического подхода. Но я бы не стал впадать в пессимизм. Все очень быстро меняется. Тот, кто первым осознает главенство общественного интереса над собст-венным, у того будут "все тапки". Мы видим очень быстрый темп изменений, новый разворот к индивидуальной активности.

- Кстати, люди, которые эту активность проповедовали, также активно проигрывают на выборах. Правые сейчас еще больше потеряли в доверии...

- Это тоже пример того, что, если у партии нет общественного интереса, она просто скукоживается. Когда партия представляет внутреннюю корпорацию, которая добивается успехов в бизнесе через участие в политической жизни, в том числе и через оппозиционность.

- Значит, по большому счету народ обмануть и купить нельзя?

- Люди очень быстро ориентируются. Либо играют в куплю-продажу - почему им это делать нельзя, если можно элите? Либо выбирают тех, кто все же будет отстаивать их интересы.

- А что у нас с государством и Отечеством? Договориться они, по-вашему, когда-нибудь смогут?

- Чем больше государство будет наступать на общественные интересы, тем больше оно будет получать организованное сопротивление. Будут появляться общественные клубы, в которых вызреет новая политическая платформа. Лично мне более всего сейчас интересно - где находятся будущие управленцы? Управленцы 90-х находились в обкомах, горкомах ВЛКСМ, были вторыми секретарями партии. Путин и Греф работали в городском муниципалитете с правом субъекта федерации. Где же находится следующее поколение - интересная задача.

- Может быть, снова в муниципалитетах?

- Вряд ли. В нынешних муниципалитетах очень сложно сделать карьеру. Нет там плодородной почвы.

- Тогда где же?

- Думаю, либо это люди, работающие в крупных компаниях, либо владельцы среднего бизнеса. Хотелось бы думать, что это лидеры общественных организаций, но, как правило, они могут возбудить общественное мнение, а дальше дело не идет. Вот они и собираются в клубы.

- А насколько развита система клубов в нашей области?

- Достаточно серьезно. У нас есть для этого условия - обширная сеть кофеен.

- Кофейни как движущая политическая сила...

- Самые интересные идеи и проекты именно там и рождаются.

- Главное, чтобы не в пивных, как это уже было в истории.

- У нас есть все основания думать, что мы пойдем цивилизованным путем.

Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя