Пресса Архангельской области
 


Северный комсомолец
19 мая 2006 (19)
Михаил АНДРЕЕВ,

Чубайс намерен выпрямить свой крест с помощью локомотива

Тактика завершения реформы энергетики требует пересмотра. Масштабное привлечение инвестиций необходимо не после завершения реформы, а в ходе ее последнего этапа. Об этом заявил в среду председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс на традиционной встрече с региональными журналистами.

При этом речь идет о трехкратном увеличении вложений в энергетику страны. Предполагается, что к 2008 - 2009 годам ежегодные объемы инвестиций составят около 15 миллиардов долларов ежегодно.

Потрачены же эти средства будут на ввод мощностей, способных производить дополнительно 20 тысяч мегаватт в год! Фактически речь идет о своеобразной программе "ГОЭЛРО-2", которая призвана спасти страну от уже приближающегося энергетического коллапса.

Почему же именно сейчас возникла идея о необходимости корректировки тактики реформы? Судя по всему, энергетики сделали выводы из минувшей зимы. Но еще в декабре прошлого года они впервые сказали о дефиците электроэнергии.

- До этой зимы кто-то ещё сомневался в том, что энергодефицит - это остро и серьезно: "Какой дефицит? Что он там говорит, этот Чубайс? Вечно чего-то выдумывает - "дефицит", "инвестиции". Мы и сами, говоря вам о дефиците еще до морозов этой зимы, чувствовали себя кем-то вроде вопиющего в пустыне, - признавался Анатолий Борисович. - Думаю, после прошедшей зимы произошло качественное изменение ситуации.

Уже общеизвестно, что объемы энергопотребления в стране увеличились. При этом в 16 регионах они превысили так называемый исторический максимум - уровень потребления 1990 года.

Складывающуюся ситуацию уже назвали "крестом Чубайса" - по двум пересекающимся графикам, один из которых показывает динамику имеющихся мощностей, а другой - динамику спроса на мощности. Правда, раньше их пересечение планировалось не ранее 2008 года, то есть практически к моменту завершения реформы энергетики. Но, например, в той же Москве эти линии уже пересеклись.

В результате уже этой зимой энергетики были вынуждены вводить ограничения потребления, беспрецедентные по размеру для Москвы. Иначе невозможно было избежать тяжелейших техногенных катастроф в мегаполисе с десятью миллионами жителей.

- Этот пример показывает, что нам нужен другой тип мышления, другой категориальный аппарат, другая стратегия. Мы ввели новое понятие - регионы пиковых нагрузок (РПН). Это те регионы, которые уже сейчас столкнулись с физической проблемой дефицита, либо в ближайшую зиму с ней столкнутся, - говорит Чубайс. - По этим регионам нужна другая стратегия подготовки к зиме. Точнее - к двум, трем, четырем предстоящим зимам, потому что одной зимой дело не ограничивается. Нужна другая логика всех подготовительных мероприятий - отдельные подпрограммы для сетевых объектов, отдельные для генерирующих, для противоаварийной автоматики и режимов. Все это должно соединиться в сводную программу подготовки критических регионов к зиме. Сегодня мы завершили эту программу по Москве, по Санкт-Петербургу, по Тюмени и дальше в той же логике будем действовать.

Но все вышеперечисленное - не более чем работа "пожарной команды". Необходимы более кардинальные меры - кардинальное увеличение мощностей.

И, как заявил Анатолий Чубайс, этот план уже разработан.

- Концепция инвестиций для нас является прямым продолжением концепции реформирования, - отмечает он. - Если в энергетике нужно отделить монопольный сектор от конкурентного сектора (генерация и сбыт), то и в концепции инвестирования необходимо соблюдать тот же принцип. В монопольном секторе энергетики, который должен оказаться под контролем государства, в соответствии с нашей логикой, государству же и придется выложить большие деньги для инвестиций - ничего другого здесь нет и быть не может. А в конкурентном секторе мы обязаны привлечь масштабные частные инвестиции в тех объемах, о которых будет идти речь.

То есть общая логика процесса понятна - бюджетные инвестиции должны направляться в монопольные сектора, частные инвестиции - в конкурентные сектора.

Чтобы контролировать компании монопольного сектора через акционерный капитал, государству необходимо обеспечить инвестиции в эти компании. Например, в Федеральную Сетевую Компанию (ФСК), в которой, согласно закону, доля государства составит не менее 75 процентов, необходимо вложить 160 млрд. рублей бюджетных инвестиций. Энергетики при этом готовы выложить полный перечень инвестпроектов, которые за эти средства будут осуществлены. Эти средства идут не в никуда - они будут направлены на конкретные инвестиционные проекты ФСК, которые остро необходимы. Системный оператор (СО) - та же логика, только цифры существенно меньше. Чтобы в СО, в соответствии с законом, обеспечить 75 процентов государственного контроля, государству нужно выложить 5 млрд. руб. И там есть конкретный перечень инвестпроектов, которые мы сформировали и готовы отстаивать. ГидроОГК, гидрогенерация страны - 50 процентов у государства. Доведение своей доли до 50 процентов стоят государству 39 млрд. руб.

- Запрос с этими цифрами сформирован, сложен в единую логику, и по инвестициям, и по источникам распределен на бюджетную трехлетку, - продолжает Чубайс. - Сейчас он находится на столе у правительства. Мы рассчитываем в ближайшее время получить ответ на поставленный вопрос. Итогом должно стать постановление правительства с бюджетным трехлетним планом.

Правда, все это касается федеральных масштабов. С региональными сетями все несколько сложнее. Здесь совокупность активов намного выше, чем в магистральных сетях. И до недавних пор ответа на вопрос, как добиться здесь инвестиционного прорыва, не было. Но, похоже, теперь он появился. Правда, как подчеркнул Чубайс, это еще предварительный проект.

В чем суть? Необходимо радикально изменить методику тарифообразования для так называемой сетевой составляющей.

Во-первых, тарифы принимать не на один год, а, как минимум, на три-пять лет. Во-вторых, включить в тариф возврат инвестиций.

- Все это можно сделать без тарифного скачка, - полагает Чубайс, - но это даст возможность привлечения ресурсов, причем, не частных капиталов, а "длинных" кредитов. И эти меры позволят увеличить их объемы в 20-30 раз.

Подобная практика в мире уже применяется. Но государству еще необходимо научиться работать с таким механизмом, проверить логику таких подходов. Возможно, запустить такую систему удастся не ранее 2008 года.

Что же касается теплогенерации, в которой сегодня вырабатывается 2/3 всей электроэнергии в стране, то энергетики не просят на эти цели бюджетных средств.

- Мы готовы получить их на рынке у частных инвесторов. Но для того, чтобы получить, мы должны частным инвесторам выложить весь набор механизмов, которые для них комфортны и приемлемы, и дать им ответы на десятки вопросов. Ответы у нас есть уже сегодня, - говорит Чубайс.

Предполагается четыре конкретных механизма привлечения частных инвестиций в тепловую генерацию: выпуск дополнительных эмиссий акций новых компаний, ОГК и ТГК, гарантирование инвестиций, прямые и частные инвестиции и, наконец, "классическое" проектное финансирование.

При этом энергетиками подготовлен итоговый перечень первоочередных площадок вводов. Он включает в себя вводы генерирующих мощностей в объеме более 20000 МВ. Конкретные станции в конкретных регионах, большинство из них на конкретных площадках. С определенным видом топлива, типом и объемом установленной мощности. С привязкой к конкретным генерирующим компаниям и их источникам финансирования в рамках тех четырех механизмов инвестирования. Если сравнить факты 2001-2005 годов и планы на 2006-2010 годы, то речь идет об увеличении среднегодового объема вводов в шесть раз!

- Мы понимаем, что для запуска этой программы необходимо решение и совета директоров РАО, и правительства, - отметил Чубайс. - Мы с нетерпением ожидаем заседания правительства 8-го июня, на котором рассчитываем получить поддержку разработанных конкретных мер по разворачиванию инвестиций в энергетике для решения проблемы дефицита. Масштаб задач беспрецедентен. Они для нас, собственно, и станут результатом той самой инвестиционной фазы реформы.

Понятно, что эта программа окажет принципиальное влияние не только на энергетику, но и на всю экономику в целом. Ведь эти миллиарды пойдут дальше, в отрасли, технологически связанные с энергетикой - в электротехническую промышленность, в энергомашиностроение, в энергостроительный комплекс и так далее.

Ну и конечно, самая очевидная вещь - реализация программы позволить снять ограничения на рост ВВП. Ведь дефицит энергомощностей уже сейчас стал реальным ограничением для роста экономики в ряде регионов страны.

- За этой программой - и бюджетные доходы, и рабочие места, и просто импульс уровню жизни и экономики по всей стране, - отмечает Анатолий Чубайс. - Я вообще считаю, что это классическая программа-"локомотив", которая поднимает экономику в целом.

Михаил АНДРЕЕВ, Москва-Архангельск.



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя