Северный комсомолец
26 мая 2006 (20)
Валерий СМИРНОВ.
Рождение паритета
На ближайшую сессию горсовета вынесено почти три десятка вопросов. Но, похоже,
наибольший интерес в политбомонде вызывает предпоследний пункт повестки дня -
отчет спикера Дмитрия Юркова. Ведь, по сути, Юркову предстоит дать ответ на
самый острый вопрос сегодняшнего дня: имеет ли смысл вообще разделять
муниципальные власти на представительную и исполнительную ветви.
Ничто не ново под луной. Как известно, почти три года - с 1990-го по 1993-й - в
Архангельске уже существовало разделение полномочий. Тогда городской совет,
который возглавлял освобожденный председатель, избирал мэра города. Но затем два
созыва подряд мэр города возглавлял не только администрацию, но и
представительный орган власти.
Только в июне 2005 года, когда был сформирован горсовет 24-го созыва, в
Архангельске вновь вернулись к разделению полномочий и функций властей. Как того
и требует 131 федеральный закон, кстати говоря.
Понятно, что первый год работы во многом был, как говорится, установочным. Ведь
депутатам практически "с нуля" пришлось разрабатывать новой регламент -
основополагающий документ, который, по сути, выстраивал новые взаимоотношения
между горсоветом с одной стороны, мэром и мэрией - с другой.
Потребовалось создавать и новую редакцию Устава города, что, как мы помним,
породило немало конфликтов.
Как свидетельствует официальная статистика, почти треть рассмотренных вопросов
носила организационный характер. По сути, в нормальный режим работы горсовет
вошел только в октябре прошлого года - именно с этого момента нормой стала
повестка дня из тридцати вопросов. На первых же четырех сессиях было рассмотрено
всего 38 вопросов.
Кстати говоря, та октябрьская сессия стала знаковой и по другой причине: на ней
городской Совет утвердил Положение о городских программах, а также четыре
целевые программы. Всего же, менее чем за год, утверждены восемь городских
целевых программ.
По сути, в течение года городскому совету удалось избавиться от незаметно
сложившегося имиджа некоего декоративного придатка к исполнительной власти,
который практически всегда голосует "как надо".
Депутаты не стесняются "вызывать на ковер" должностных лиц, чтобы из первых уст
узнать ситуацию в различных отраслях городского хозяйства.
Более того, все чаще представительный орган предстает в самой сложной ипостаси -
нормотворческой. Так, опять же по официальным данным, 70 проектов решений
городского Совета были разработаны и внесены в повестки дня сессий самими
депутатами, то есть каждый третий вопрос. Это в два-три раза превышает цифры
прошлых лет.
Понятно, что качественная работа сессий, а это, как ни крути, но основная форма
работы горсовета, была бы невозможна без эффективной работы комиссий, в которых
и разворачиваются основные баталии. Опять же, почти до октября прошлого года
комиссии Совета были в "стадии самоопределения", и только в ноябре городским
Советом было принято Положение о постоянных комиссиях и рабочих группах, а также
сформированы составы всех девяти наших комиссий. Тогда же окончательно и четко
были определены вопросы ведения каждой постоянной комиссии.
Еще один плюс горсовета: началось осваивание практики публичных и депутатских
слушаний. Проведены публичные слушания по проекту Устава города (октябрь
2005-го) и пара депутатских слушаний: по работе МУП "Водоканал" (июль 2005-го) и
по введению в действие в городе Жилищного кодекса РФ (февраль 2006-го). Может
быть, не много. Но ведь прежде этого не было вовсе.
Да, паритет властей рождается на наших глазах. Рождается в муках и конфликтах. И
все бы были свидетелями этого. Но ответ на главный вопрос - необходимо ли вообще
разделение властей на муниципальном уровне - похоже, будет утвердительным.
А что касается конфликтов и кризисов, так ведь без них просто невозможно
движение вперед.
|