Северный комсомолец
16 июня 2006 (23)
Владимир ФЕДОТОВ.
Инвестициям - зеленый свет
Правительство РФ одобрило завершающий этап реформы энергетики
Президент и правительство РФ одобрили предложения энергетиков. Теперь главным
вектором в работе энергетиков по всем направлениям - и в генерирующих компаниях,
и в сетевых компаниях, и в системном операторе - будет процесс развертывания
инвестиций. Причем, размер этих инвестиций - как государственных, так и частных,
- беспрецедентен. Речь идет о 2,4 триллионах рублей. Вложение этих средств
позволит дать экономике России 21 800 МВт энергии уже до 2010 года и донести эти
мощности до конечного потребителя. Фактически, речь идет о спасении страны от
энергетического коллапса.
- Заседание правительства было для нас абсолютно принципиальным и важнейшим.
Этому заседанию предшествовало не менее важное заседание у президента России
Владимира Путина, - отметил председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий
Чубайс. - На этих двух ключевых обсуждениях принято решение, которое по сути
дела формирует всю стратегию нашей компании, да и всей российской энергетики на
ближайшие 2,5 года. Если сформулировать самое значимое и самое главное, если
попытаться сжать в одно слово все то, что было решено на этих совещаниях, то,
пожалуй, это слово - инвестиции.
Как мы уже писали, энергетиками была разработана крупномасштабная программа
модернизации отрасли. Вызвано это, прежде всего, требованием времени. Как
известно, потребности в энергии растут быстрее, чем генерирующие ее мощности. И
пересекающиеся ветви этих графиков уже получили ехидное наименование "креста
Чубайса". Вот для того, чтобы этот крест разогнуть, и потребовалось модернизация
энергетики. Что можно сделать только за счет инвестиций.
Но при этом в основу программы положен базовый принцип финансирования - частные
инвестиции в максимально возможном объеме привлекаются для инвестирования в
развитие "генерации", прежде всего, естественно, тепловых станций.
Государственные же средства должны привлекаться для финансирования Федеральной
сетевой компании. Частично для финансирования ГидроОГК, и для финансирования
Системного оператора. Фактически, это отражение сути всей концепции
реформирования: частная и конкурентная генерация при контролирование
государством инфраструктурных секторов - диспетчерского и сетевого комплекса.
Этот принцип принят и поддерживается Президентом и Правительством России.
На практике же это означает, что бюджет страны на 2007 год будет формироваться с
учетом выделения 20 млрд. рублей для снижения перекрестного субсидирования и 50
млрд. рублей для увеличения доли государства в уставных капиталах Федеральной
сетевой компании, ГидроОГК и диспетчерской службы единой энергосистемы. То есть
государство сохраняет контроль над стратегически важными отраслями энергетики -
сетями и управлением. Понятно, с чем это связано: сетевые компании решают
государственную задачу - обеспечивают надежное энергоснабжение конечных
потребителей. Кстати говоря, подобная практика распространена во всем мире -
сетевые и диспетчерские подразделения контролируются правительствами.
Вместе с тем, как подчеркивает Анатолий Чубайс, перед сетевиками задачи стоят не
менее, а может быть, и более значимые, чем перед генерацией. Ведь кроме в чистом
виде частных и в чистом виде государственных источников, не меньшее, а может
даже большее значение имеют собственные средства созданных межрегиональных
генерирующих компаний и сетевых компаний. Не меньшее значение имеют их
возможности привлекать кредитные ресурсы - здесь реальная работа только
начинается.
- Это прорывная программа. Все профессиональные энергетики прекрасно понимают,
что ничего подобного в обозримом прошлом в нашей стране не происходило. Вместе с
тем, она не исчерпывается пятью годами, - подчеркивает Чубайс. - У нас есть
оценки, расчеты и источники финансирования, которые мы должны использовать для
того, чтобы в течение 2006-2010 года создать задел на вводы 2011-2015 годов.
Сразу упомяну, что вводы 2011-2015 годов измеряются в цифрах 38 тысяч мегаватт,
это в 1,5 раза больше вводов периода 2006-2010 годов. Таким образом, вся
инвестиционная машина будет разворачиваться год за годом, и не остановится ни в
2010-ом году, ни в 2015-ом годах.
Но чтобы программа стала реальностью, энергетикам предстоит решить ряд задач.
Например, "запустить" IPO - то есть начать выбор претендентов на привлечение
инвестиций через продажу акций дополнительных эмиссий на фондовых биржах.
Как ожидается, уже к концу этого года будет отобрано 3-4 кандидата среди
межрегиональных энергокомпаний, которые первыми выйдут на финансовые рынки.
Кроме того, уже с 1 августа будут действовать новые правила для оптового рынка
электроэнергии: "рынок на сутки вперед", введение двусторонних договоров между
поставщиком и потребителем электроэнергии вместо уже классического ФОРЭМа.
Система двусторонних договоров станет основой всего оптового рынка. При этом уже
с будущего года объем торговли электроэнергией на оптовом рынке по свободным
ценам будет увеличиваться на 5-15 процентов ежегодно.
Постепенное освобождение от государственной опеки ждет и розничный рынок
электроэнергии, чтобы не допустить дисбаланса между ним и оптовым рынком. При
сохранении регулируемых тарифов для некоторых категорий населения розничный
рынок электроэнергии начнет работать по новым правилам уже в 2007 году.
- Мы не можем создать ситуацию, когда оптовый рынок либерализован, а розничный
рынок зарегулирован, это будет означать неизбежную катастрофу с последующими
тяжелейшими событиями для всех остальных, - отмечает Чубайс.- Поэтому
либерализуемый оптовый рынок должен быть оттранслирован в розничный.
Вместе с тем, энергетики предполагают получить финансирование из федерального
бюджета на перекрестное субсидирование. Речь идет о 19 миллиардах рублей, в
которые включено и так называемое "межрегиональное субсидирование". В перечне
региона фигурирует наряду с Дальним Востоком и Калининградом и Архангельская
область. Помимо межрегионального субсидирования ведется и отбор регионов,
которые готовы будут принять долгосрочную программу преодоления перекрестного
субсидирования. И приняв эту программу, возьмутся за ее финансирование и
осуществление из собственного бюджета. Для стимулирования такого подхода из
федерального бюджета им будут выделяться дополнительные средства. Связано это,
опять же, с необходимостью обеспечения надежности в энергоснабжении - массовые
"затемнения" не нужны никому.
Кроме того, как ожидается, будет проведена и реорганизация самой головной
компании - из состава РАО "ЕЭС России" будет выделена одна или две генкомпании.
Таким образом, уже сегодня генерирующим компаниям необходимо серьезно
прорабатывать проекты, активизировать работу с инвесторами. "Не в меньшей
степени это касается и сетевых организаций, в которых все может быть и
посложнее, тем не менее, продвигать там придется очень серьезно и очень
активно!" - подчеркивает Чубайс.
Кстати говоря, программа инвестиций сбалансирована не только с точки зрения
сетей и генерации, но и с точки зрения обеспечения топливом. По словам Чубайса,
достигнута принципиальная договоренность с "Газпромом" - теперь предполагается
рост абсолютного объема потребления газа при сокращении удельного веса
потребляемого газа на электростанциях.
- Мы вступаем в завершающую инвестиционную фазу реформирования, и очень важно,
чтобы мы провели ее также организованно, как и все остальные. И поставили
точку, которая будет означать перевод всей энергетики страны в качественно новое
состояние, - отмечает Анатолий Чубайс.
|