Северный комсомолец
14 июля 2006 (27)
Дмитрий АНТОНОВ.
Ключевое слово
Только масштабные инвестиции в энергетику обеспечат стабилизацию экономики
Еще пару лет назад это казалось если не смешным, то малореальным. Хотя уже тогда
эксперты, ссылаясь на мировой опыт, предупреждали - экономический рост
сопровождается и ростом энергопотребления. Но ведь у нас еще есть резерв -
возражали им скептики.
ЗАБЫТОЕ СЛОВО - "ДЕФИЦИТ"
Сейчас скептики примолкли. Реальность оказалась ближе, чем думалось. Сегодня уже
очевидно всем, и не только специалистам - рост энергопотребления превышает
возможности передачи электроэнергии до всех существующих и тем более
потенциальных потребителей. Конечно, пока этот факт зафиксирован не по всей
России, а в нескольких регионах.
Так, в нашей области, наравне с Пензенской, Тюменской, Московской и
Ленинградской, в период пиковых нагрузок вынужденно вводились графики
ограничения потребления и временного отключения электроэнергии, и объявлялся
режим "высоких рисков". А в Нижегородской области и Ямало-Ненецком округе
вводились графики ограничения при вводе в ремонт линий электропередач.
Надо ли говорить, что в своем нынешнем виде - без возможности подключения новых
потребителей и расширения объемов снабжения уже существующих - энергетика страны
стала, по сути, тормозом экономического роста. Ведь строительство нового завода
или увеличение выпуска продукции на уже существующем предприятии невозможно без
увеличения энергопотребления.
Но предельный износ оборудования и почти полное исчерпание так называемого
паркового ресурса значительной части оборудования создает не только угрозу
возникновения инфраструктурных ограничений - это еще полбеды. Не менее серьезно
выглядит и другая потенциальная опасность - увеличивается возможность крупных
технологических аварий и, как результат, дефицит электроэнергии. Напомним, что
причиной прошлогоднего московского "затмения" стала авария на подстанции,
оборудование которой работало чуть ли не с середины прошлого века.
Почему не было возможности менять оборудование, в общем-то, тоже понятно:
нехватка инвестиций. Как поясняют самые откровенные эксперты, одна из причин
недофинансирования электроэнергетики - излишняя политизированность системы
тарифного регулирования. То есть зачастую вопрос тарифов рассматривался не с
экономической точки зрения, а с популистской. Сейчас уже понятно, что
финансирование электроэнергетики только за счет тарифов и привело к дефициту
электричества и сложности его транспортировки в ряде регионов России.
Вместе с тем, как отмечают специалисты, если начать развитие энергосистемы
только за счет тарифов, то их надо увеличивать минимум в два раза. Однако нельзя
забывать и о финансовых возможностях населения.
Да, последние три года РАО "ЕЭС России" придерживалось весьма специфичной
ценовой политики - рост тарифов был ниже роста инфляции. "Руководство РАО само
предложило такой подход, - говорит наш источник в энергокомпании, - и нам
удавалось обеспечить надежное функционирование системы, в основном, за счет
экономии издержек. Но в условиях роста спроса на электроэнергию продолжение
работы в таком формате уже просто невозможно!"
Сейчас энергетики предложили другой подход к решению проблемы. Тарифная политика
должна обеспечивать несколько вещей. Например, в производстве энергии -
гарантировать потенциальному инвестору возврат вложенного капитала, а в
монопольных секторах, к которым, напомним, относится передача и управление
потоками электричества - как минимум, надежность работы.
И президент РФ Владимир Путин, и правительство страны такой подход одобрили. Да,
на 2007 год тарифы установлены выше инфляции. Но ключевое слово в этой
конструкции - инвестор.
КОМАНДНЫЕ ВЫСОТЫ - У ГОСУДАРСТВА
Как мы уже писали, в мае этого года энергетики объявили о тактической
корректировке курса реформирования отрасли. Масштабное привлечение инвестиций в
энергетику будет производиться не после завершения реформы, а на ее завершающим
этапе.
Понятно, что вызвано это в корне изменившимися обстоятельствами экономической
жизни страны. Тем самым огромным ростом энергопотребления.
Как говорят эксперты, общая потребность отрасли в инвестициях, необходимых для
обеспечения экономического роста России, составляет порядка 15 миллиардов
долларов в год. Реально же сейчас вкладывается около 4,4 миллиардов долларов, из
которых только половина направляется на строительство новых объектов
энергетической инфраструктуры. А остальное? А вторая половина уходит на латание
дыр - на ремонт стремительно стареющего оборудования. При этом новые, более
мощные линии электропередачи, так необходимые при растущем энергопотреблении,
почти не строятся.
Не исключение и Архангельская область
Между тем, сегодня почти приближающаяся к концу реформа отрасли начинает
приносить свои плоды - электроэнергетика стала прозрачной. Так, именно здесь
самые высокие среди естественных монополий объемы закупок на конкурентной
основе. Именно реформа создала и условия для становления цивилизованного рынка,
развития конкуренции, для отказа от вчерашних бартерных схем, от, чего уж греха
таить, существовавших коррупции и теневого сектора. Фактически, созданы все
условия для немедленной и долгосрочной активизации как частных, так и
государственных инвестиций в отрасль. Только масштабное вливание финансов в
электроэнергетику позволит превратить отрасль из пушечного ядра на ногах
отечественной экономики в воздушный шар, который стремительно потянет экономику
вверх.
Подчеркнем, что выверенный план по привлечению инвестиций, о котором "Северный
комсомолец" уже подробно рассказывал, был одобрен Владимиром Путиным на
совещании в Кремле, посвященном вопросам развития электроэнергетики. Более того,
и ход реформы, и инициативы менеджмента РАО "ЕЭС России" были одобрены и на
заседании правительства. То есть государство полностью поддерживает курс
компании на тактическую корректировку хода реформы.
Но, подчеркнем, при этом государство сохраняет контроль в стратегически важных
точках отрасли - речь идет о сетевой и диспетчерской составляющей.
Сделано это будет с помощью государственных инвестиций, которые позволят не
только сдержать рост тарифов, но и обеспечат сохранение государственного
монополизма в ключевых сферах. Так, доля государства в диспетчерском управлении
единой энергосистемы страны, в сетевых компаниях, которые передают выработанную
энергию, составят 75 процентов плюс одна акция. В гидрогенерации за государством
также будут закреплены командные высоты, то есть контрольный пакет акций - 50
процентов плюс одна акция.
При этом источниками формирования инвестиций в электросетевое хозяйство, которое
изношено не меньше, чем генерирующие мощности, должны стать не только, а вернее,
даже не столько государственные вливания, сколько использование платы за
присоединение к сетям и заемные, кредитные средства.
Все это, по мнению специалистов, и позволит не только повысить надежность
системы энергоснабжения, но и обеспечить потребности растущей отечественной
экономики. Фактически же, энергетики не на словах, а на деле выполняют указание
президента России об удвоении ВВП.
Дмитрий АНТОНОВ.
|