Пресса Архангельской области
 


Северный комсомолец
28 июля 2006 (29)
Александр ПРИВАЛОВ.

Александр Иванов: "Проблема с городскими банями решается неадекватно!"

Спустя год МУП "Горбани" вновь грозит банкротство. Об истоках кризиса банного комплекса в Архангельске и о возможностях его преодоления рассказал заместитель председателя городского совета депутатов Александр Иванов.

- По вашему мнению, как возник кризис в МУП "Горбани" и в чем его причины?

- Причины любых управленческих кризисов, которые сегодня есть и в городе, и в области, и в государстве, - в том, что мы не учились и не учимся на своих ошибках в той системе взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, которая складывалась последние пятнадцать лет. Когда система основывалась на общегосударственной форме собственности и управлялась только административно, были наработаны определенные управленческие методики. Целое поколение управленцев было обучено этому - и вдруг кардинально меняются основы этих методик! Начинает "дробиться" собственник. К такой схеме управленцы, обученные в прошлом веке, не приспособлены. Это основная причина кризисных явлений.

Конечно, все меняется постепенно - и люди переучиваются, и новые методики входят в привычку - но все равно это очень тяжелый процесс. Вопрос по баням имеет абсолютно те же корни. Когда мы рассматриваем проблему работы "банного" комплекса как комплекса социального - подчеркиваем его социальную необходимость, - то эту социальную проблему никто не пытается вставить в сегодняшнюю экономическую ситуацию. В ситуацию сегодняшних гражданских взаимоотношений.

Можно привести простой пример. Если вы стремитесь получить наибольшую отдачу и наибольший финансовый оборот от магазина, вы переводите его на определенный уровень - например, дисконтный или уровень бутика. И затем уже под этот заданный уровень вырабатываете схему управления, ценообразования. И, конечно же, никогда не совмещаете в одном месте бутик и дискаунтер! Почему же тогда одна и та же услуга в одной и той же бане может одновременно идти и по дисконтному уровню, когда мы предлагаем ее по социальным ценам, и по ценам высоким - для любителей бани. Если мы хотим решить вопрос экономического выживания МУП "Горбани", то тогда давайте его и будем решать, а вопросы социального характера будут подчиненными. Если же мы прежде всего хотим решать вопросы социального характера, то тогда давайте не будем ставить перед МУП "Горбани" вопросы экономической эффективности! Ведь никто не ставит их, например, перед школой или больницой.

К сожалению, мэрия пытается одновременно не дать деньги из бюджета на социальные цели и на снижение цен - и потребовать стабильного финансового состояния в банях, утверждая дисконтные, низкие цены. Так не бывает! Это было нормально пятнадцать лет назад, когда цены устанавливало государство. Но оно банный комплекс не банкротило. Сегодня же, если собственник не состоятелен, его лишают собственности. Поэтому проблема может решиться очень больно - мы полностью утратим банный комплекс.

- Год назад этот вопрос уже поднимался. Как предлагали решить проблему тогда и изменилось ли что-то за прошедший год?

- Да, разговор об этом был, и я настаивал на том, чтобы при решении вопросов финансового оздоровления городских бань за счет бюджетных дотаций муниципальное предприятие было разделено на несколько частей. Одна часть должна решать исключительно социальные цели - обслуживание населения по низким ценам. Необходимо поменять статус этой организации с унитарного предприятия на учреждение, имущество которого не может быть обанкрочено. Это учреждение "сажать" на дотацию городского бюджета, и в рамках его в нескольких банях в городе оказывать услуги по социальным ценам. Конечно, в этих банях условия будут похуже, не будет шикарного ремонта, например.

Вторая часть комплекса должна работать только в экономическом аспекте - должна быть прибыльной. Это может быть муниципальное унитарное предприятие, может быть акционерное общество, но со стопроцентным городским капиталом. И на это тоже должна быть заведена пара-тройка объектов, которые будут по достаточно высоким ценам, экономически оправданным и целесообразным, оказывать банные услуги высокого уровня. Это значит хороший ремонт, какие-то дополнительные услуги...

Ну а третий блок - это те бани, которые на сегодняшний день нам не восстановить, но которые имеют другие привлекательные стороны - у них может быть хорошая земля, например в центре города. Могут быть хорошие здания. Их надо выводить из банного комплекса и реализовывать, приватизировать в том направлении, в котором они имеют наибольшую привлекательность.

Такое предложение было - оно не нашло отклика в мэрии и все осталось по старому. Прошел год - ситуация вернулась. Вновь долги, вновь угроза банкротства! И, к сожалению, сегодня вновь выбирается нелогичный путь.

Вместо того, чтобы делить бани на разные типы услуг пообъектно, разные типы услуг пытаются оказывать в одном объекте! Вместо того, чтобы выводить активы и продавать их с торгов именно как актив, пользующийся спросом, самому МУПу предлагают реализовывать эти активы. А руководство МУПа не специалисты - они не могут сделать "достойного обрамления" имущества, чтобы поднять цену. Бюджет снова получит не те деньги, которые мог бы иметь.

Например, есть баня с земельным участком. Баня никому не нужна, всем нужен земельный участок. МУП "Горбани" будет продавать эту баню вместе с земельным участком. МУП "Горбани" сможет при продаже прорисовать для будущих покупателей нагрузки на этот участок?

Будущий покупатель заинтересован что-то построить на этом участке - предположим, жилой дом. Ему нужно знать, можно ли там строить, сколько этажей, какие площади, что можно подключить... Высокая цена объекта предполагает низкие риски со стороны покупателя. А само МУП "Горбани" никогда не сможет приложить при продаже пакет необходимых согласований по земельному участку. Риски будут большими - цена упадет.

Это простой пример рыночных подходов. Адекватных. Их сегодня нет. Вместо нормальной прибыльной работы предлагается отдать бани арендаторам, которые будут эксплуатировать их "на износ", и платить очень низкую цену за аренду! С точки зрения нормального кризисного управления то, что сегодня предлагается, - неправильно! Поэтому я не думаю, что мэрия выправит положение с городскими банями.

Записал Александр ПРИВАЛОВ.



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя