Северный комсомолец
18 августа 2006 (32)
Антонина ПОНОМАРЕВА.
Руслан Дильмухаметов: Мы, подводники, - другие люди, не те, что в кино
1
Черная круглобокая "Акула" между плоским небом и живой водой океана. Две
бесконечности стихий ограничены квадратом рамки. Самый большой в мире атомный
подводный крейсер сжат масштабом фотоснимка. Фотография, стоящая передо мной на
столе, - подарок командира головной подводной лодки проекта 941.
Недавно я своими глазами увидела эту лодку. Железный гремящий трап, покачиваясь,
провожает нас на крейсер. Вслед за молодым моряком выходим на верхнюю палубу.
Матрос рассказывает о вооружении, замечая, что это не для печати. Спускаемся
внутрь по скользким лестницам в узких люках в центральный пункт управления, где
находятся так называемые "глаза и уши" корабля. Вокруг, за бесконечным
количеством экранов, сидят моряки.
Преодолеваем несколько отсеков, из люка в люк, неповоротливо и неловко. И
оказываемся в салоне командира.
Командир АПКр "Дмитрий Донской", капитан 1-го ранга Аркадий Юрьевич Романов. Но
в этот раз о буднях подводника со мной говорит Руслан Вакилевич Дильмухаметов,
старший помощник командира ТКр - 208, капитан 3-го ранга.
- Руслан Вакилевич, чем занимаются подводники в будни? Когда нет войны и
испытаний?
- Все вооруженные силы, военно-морской флот, в частности экипаж нашей подводной
лодки, выполняют главную задачу: обеспечивают безопасность нашей Родины. Для
этого мы всегда должны быть готовы к отпору. Все вооруженные силы существуют для
того, чтобы когда-нибудь их использовать в войне. Не дай Бог, конечно... На нашем
корабле, как и во всей остальной армии, ежедневно, в течение круглого года мы
занимаемся боевой подготовкой. Первый принцип занятий: от простого к сложному. И
другой принцип: совершенству нет границ.
- С чего начинается обычный день на подводной лодке?
- Каждый день на ВМФ начинается с поднятия военно-морского флага, в 8 утра по
местному времени. В девять - по выходным и праздникам.
- Рацион питания у подводников особый?
- Да, конечно. Для вооруженных сил питание разрабатывается Российской академией
медицинских наук. У подводников - так называемая 4-ая норма. Лучше кормят только
летчиков, космонавтов и водолазов. Рацион должен быть калорийным, но в то же
время легко усваиваться. Подводнику положено: 400 г мяса в день, много
картофеля, овощей и фруктов, в основном, яблок. А вот много хлеба подводникам не
положено. Чая нам дают мало, зато много компота. "Без компота нету флота" -
слышали такое?
- Как развлекаются подводники?
- Шутят, рассказывают анекдоты, играют. Самая подводническая игра - это нарды.
Не встречал такого увлечения нардами ни в какой другой среде, кроме как на
подводной лодке.
- Нужна ли подводнику особая физическая подготовка?
- Спорт и подводная служба несовместимы. Физическая подготовка, конечно же,
есть. Но хорошим спортсменам здесь нельзя оставаться. Из-за малоподвижного
образа жизни, из-за того, что нельзя давать большие физические нагрузки. Эта
служба не для спортсменов. Здесь основная нагрузка приходится на нервы.
- В художественных фильмах часто показывают, как подводники мчатся из отсека в
отсек через люки...
- Здесь физическая подготовка не нужна. Главное, ловкость. И скорость не нужна.
Чуть-чуть ошибешься - можешь что-нибудь сломать себе. Все железо и все
настоящее. Когда молодые ребята приходят на подводную лодку, порой и головы себе
разбивают.
- Где вы тренируетесь?
- На "Дмитрии Донском" есть спортзал. Только на кораблях нашего проекта есть
спортзалы. Больше ни на одном заказе нет. Размером - чуть больше каюты
командира. Вроде как "качалки" раньше в подвалах организовывали. Там только
велотренажер и беговая дорожка.
- Случались ли на "Дмитрии Донском" аварийные ситуации?
- "Дмитрий Донской" - корабль счастливый. Крупных аварий не было. Знаете, как
бывает: счастливый или несчастливый корабль, разобьется бутылка или не
разобьется. У каждого корабля есть своя судьба, как и у человека. Кто-то до ста
лет доживает, не болея, а кто-то под машину попадает молодым. Так и у кораблей:
есть такие, у которых подряд три аварии, а есть суда, которые всю жизнь служат,
и ничего не случается. "Скучная" служба такая.
- А как на "Дмитрии Донском" с уютом?
- На "Дмитрии Донском" четырехместная каюта, наверное, раза в полтора больше
железнодорожного купе; есть секретер, стол, в некоторых каютах - умывальник.
Матросы и офицеры живут, как правило, в четырехместных каютах. Есть еще на лодке
и двухместные каюты. В них живут командиры боевых частей. А есть такие подводные
лодки, где нет кают. Люди спят рядом с торпедными аппаратами и считают это
нормальной подводной службой. А настоящие подводники (особенно, которые раньше
служили) имели откидную штатную койку, которая была привязана к прочному
корпусу. И это считалось нормой во все времена.
- Есть ли какие-нибудь ограничения в обстановке каюты?
- Подводник обычно доходит до каюты, падает в койку и тут же засыпает. И
пробуждается только под сигнал тревоги. Это не прогулочный пароход, чтобы сидеть
в каютах, это боевой корабль. Поэтому здесь основное время службы проходит на
боевых постах и на командных пунктах. А в каюту человек приходит, чтобы упасть,
поспать, а потом подпрыгнуть и бежать на боевой пост. Больше подводник в каюте
ничего не делает. Поэтому в каютах у нас не стоят фотографии жены, детей. Меня
на слезу пробивает, когда это в кино показывают. Мы другие люди совершенно.
- Что значит "другие люди"?
- Не те, которых показывают в кино. Подводник - это не человек, который о чем-то
тоскует постоянно. Он всегда занят делом.
Календарик с красивой девушкой - это все, что может быть в каюте.
- Как попасть служить на подводную лодку?
- Прийти в военкомат. Или закончить военно-морское училище. К примеру, из моего
выпуска, численностью 85 человек только 5 человек попали в подводники. Подводный
флот - элита. И никто этого не скрывает. Заметно по всему: деньги платят другие,
но и ответственность несоизмерима.
Руслан Вакилевич провожает нас до гремящего мостика. За небольшим ремонтным
дебаркадером постепенно скрывается самая крупная и современная атомная подводная
лодка. Теперь виден лишь "хвост". А в руках - обрамленная фотография, подарок
командира атомного подводного крейсера "Дмитрий Донской".
Антонина ПОНОМАРЕВА.
ТАПКр (тяжелый атомный подводный крейсер) проекта 941 (типа "Акула") вооружен
баллистическими ракетами большой дальности. Проект разрабатывался в ЦКБ морской
техники "Рубин" под руководством генерального конструктора С.Н. Ковалева.
Создание этих подводных крейсеров явилось своего рода ответной мерой на
строительство в США атомных подводных ракетоносцев типа "Огайо", вооруженных
24-мя межконтинентальными баллистическими ракетами типа "Трайдент". На
сегодняшний день из шести созданных в строю только три крейсера 941-го проекта:
АПЛ "Архангельск", АПЛ "Северсталь" и АПКр "Дмитрий Донской". Последний из них -
самый совершенный. Подводная лодка проекта 941 - самая большая в мире - занесена
в Книгу рекордов Гиннеса. Крейсер "Дмитрий Донской" находится на ремонте на
"Севмашпредприятии". Именно со стапелей "Севмаша" ТКр - 208 сошел в 1981 году.
Двадцать пять лет он на вооружении ВМФ России. А имя "Дмитрий Донской" ТКр -
208 (заводской N 711) крейсер получил шесть лет назад. Экипаж "Дмитрия Донского"
продолжает исполнять воинский долг и в период ремонта крейсера.
|