Пресса Архангельской области
 


Северный комсомолец
18 августа 2006 (32)
Антонина ПОНОМАРЕВА.

Руслан Дильмухаметов: Мы, подводники, - другие люди, не те, что в кино

1 Черная круглобокая "Акула" между плоским небом и живой водой океана. Две бесконечности стихий ограничены квадратом рамки. Самый большой в мире атомный подводный крейсер сжат масштабом фотоснимка. Фотография, стоящая передо мной на столе, - подарок командира головной подводной лодки проекта 941.

Недавно я своими глазами увидела эту лодку. Железный гремящий трап, покачиваясь, провожает нас на крейсер. Вслед за молодым моряком выходим на верхнюю палубу. Матрос рассказывает о вооружении, замечая, что это не для печати. Спускаемся внутрь по скользким лестницам в узких люках в центральный пункт управления, где находятся так называемые "глаза и уши" корабля. Вокруг, за бесконечным количеством экранов, сидят моряки.

Преодолеваем несколько отсеков, из люка в люк, неповоротливо и неловко. И оказываемся в салоне командира.

Командир АПКр "Дмитрий Донской", капитан 1-го ранга Аркадий Юрьевич Романов. Но в этот раз о буднях подводника со мной говорит Руслан Вакилевич Дильмухаметов, старший помощник командира ТКр - 208, капитан 3-го ранга.

- Руслан Вакилевич, чем занимаются подводники в будни? Когда нет войны и испытаний?

- Все вооруженные силы, военно-морской флот, в частности экипаж нашей подводной лодки, выполняют главную задачу: обеспечивают безопасность нашей Родины. Для этого мы всегда должны быть готовы к отпору. Все вооруженные силы существуют для того, чтобы когда-нибудь их использовать в войне. Не дай Бог, конечно... На нашем корабле, как и во всей остальной армии, ежедневно, в течение круглого года мы занимаемся боевой подготовкой. Первый принцип занятий: от простого к сложному. И другой принцип: совершенству нет границ.

- С чего начинается обычный день на подводной лодке?

- Каждый день на ВМФ начинается с поднятия военно-морского флага, в 8 утра по местному времени. В девять - по выходным и праздникам.

- Рацион питания у подводников особый?

- Да, конечно. Для вооруженных сил питание разрабатывается Российской академией медицинских наук. У подводников - так называемая 4-ая норма. Лучше кормят только летчиков, космонавтов и водолазов. Рацион должен быть калорийным, но в то же время легко усваиваться. Подводнику положено: 400 г мяса в день, много картофеля, овощей и фруктов, в основном, яблок. А вот много хлеба подводникам не положено. Чая нам дают мало, зато много компота. "Без компота нету флота" - слышали такое?

- Как развлекаются подводники?

- Шутят, рассказывают анекдоты, играют. Самая подводническая игра - это нарды. Не встречал такого увлечения нардами ни в какой другой среде, кроме как на подводной лодке.

- Нужна ли подводнику особая физическая подготовка?

- Спорт и подводная служба несовместимы. Физическая подготовка, конечно же, есть. Но хорошим спортсменам здесь нельзя оставаться. Из-за малоподвижного образа жизни, из-за того, что нельзя давать большие физические нагрузки. Эта служба не для спортсменов. Здесь основная нагрузка приходится на нервы.

- В художественных фильмах часто показывают, как подводники мчатся из отсека в отсек через люки...

- Здесь физическая подготовка не нужна. Главное, ловкость. И скорость не нужна. Чуть-чуть ошибешься - можешь что-нибудь сломать себе. Все железо и все настоящее. Когда молодые ребята приходят на подводную лодку, порой и головы себе разбивают.

- Где вы тренируетесь?

- На "Дмитрии Донском" есть спортзал. Только на кораблях нашего проекта есть спортзалы. Больше ни на одном заказе нет. Размером - чуть больше каюты командира. Вроде как "качалки" раньше в подвалах организовывали. Там только велотренажер и беговая дорожка.

- Случались ли на "Дмитрии Донском" аварийные ситуации?

- "Дмитрий Донской" - корабль счастливый. Крупных аварий не было. Знаете, как бывает: счастливый или несчастливый корабль, разобьется бутылка или не разобьется. У каждого корабля есть своя судьба, как и у человека. Кто-то до ста лет доживает, не болея, а кто-то под машину попадает молодым. Так и у кораблей: есть такие, у которых подряд три аварии, а есть суда, которые всю жизнь служат, и ничего не случается. "Скучная" служба такая.

- А как на "Дмитрии Донском" с уютом?

- На "Дмитрии Донском" четырехместная каюта, наверное, раза в полтора больше железнодорожного купе; есть секретер, стол, в некоторых каютах - умывальник. Матросы и офицеры живут, как правило, в четырехместных каютах. Есть еще на лодке и двухместные каюты. В них живут командиры боевых частей. А есть такие подводные лодки, где нет кают. Люди спят рядом с торпедными аппаратами и считают это нормальной подводной службой. А настоящие подводники (особенно, которые раньше служили) имели откидную штатную койку, которая была привязана к прочному корпусу. И это считалось нормой во все времена.

- Есть ли какие-нибудь ограничения в обстановке каюты?

- Подводник обычно доходит до каюты, падает в койку и тут же засыпает. И пробуждается только под сигнал тревоги. Это не прогулочный пароход, чтобы сидеть в каютах, это боевой корабль. Поэтому здесь основное время службы проходит на боевых постах и на командных пунктах. А в каюту человек приходит, чтобы упасть, поспать, а потом подпрыгнуть и бежать на боевой пост. Больше подводник в каюте ничего не делает. Поэтому в каютах у нас не стоят фотографии жены, детей. Меня на слезу пробивает, когда это в кино показывают. Мы другие люди совершенно.

- Что значит "другие люди"?

- Не те, которых показывают в кино. Подводник - это не человек, который о чем-то тоскует постоянно. Он всегда занят делом.

Календарик с красивой девушкой - это все, что может быть в каюте.

- Как попасть служить на подводную лодку?

- Прийти в военкомат. Или закончить военно-морское училище. К примеру, из моего выпуска, численностью 85 человек только 5 человек попали в подводники. Подводный флот - элита. И никто этого не скрывает. Заметно по всему: деньги платят другие, но и ответственность несоизмерима.

Руслан Вакилевич провожает нас до гремящего мостика. За небольшим ремонтным дебаркадером постепенно скрывается самая крупная и современная атомная подводная лодка. Теперь виден лишь "хвост". А в руках - обрамленная фотография, подарок командира атомного подводного крейсера "Дмитрий Донской".

Антонина ПОНОМАРЕВА.

ТАПКр (тяжелый атомный подводный крейсер) проекта 941 (типа "Акула") вооружен баллистическими ракетами большой дальности. Проект разрабатывался в ЦКБ морской техники "Рубин" под руководством генерального конструктора С.Н. Ковалева. Создание этих подводных крейсеров явилось своего рода ответной мерой на строительство в США атомных подводных ракетоносцев типа "Огайо", вооруженных 24-мя межконтинентальными баллистическими ракетами типа "Трайдент". На сегодняшний день из шести созданных в строю только три крейсера 941-го проекта: АПЛ "Архангельск", АПЛ "Северсталь" и АПКр "Дмитрий Донской". Последний из них - самый совершенный. Подводная лодка проекта 941 - самая большая в мире - занесена в Книгу рекордов Гиннеса. Крейсер "Дмитрий Донской" находится на ремонте на "Севмашпредприятии". Именно со стапелей "Севмаша" ТКр - 208 сошел в 1981 году. Двадцать пять лет он на вооружении ВМФ России. А имя "Дмитрий Донской" ТКр - 208 (заводской N 711) крейсер получил шесть лет назад. Экипаж "Дмитрия Донского" продолжает исполнять воинский долг и в период ремонта крейсера.



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя