Северный комсомолец
25 августа 2006 (33)
Марья ЛОГИНОВА.
"Зачем лысому мужчине фен для сушки волос?"
Тема безопасности авиаперевозок в последнее время особенно актуальна. В связи с
этим в сводках информационных агентств недавно появилась информация о введении
в российских аэропортах предполетного психологического тестирования. О том, что
это такое, нам рассказывает Валентин Баленко, заместитель генерального
директора по безопасности ОАО "Аэропорт Архангельск".
- Валентин Алексеевич, проводится ли предполетное психологическое тестирование в
вашем аэропорту?
- Информагентства, в общем-то, немного отстают от времени. Для нас это обыденное
дело. Элементы такого тестирования, которое имеет специальный термин -
профайлинг, применяются уже с 1998 года. Тогда специалисты по авиационной
безопасности, преподаватели авиационно-учебных центров стажировались в том же
Израиле, где самая серьезная служба безопасности, и привезли оттуда опыт.
- А что включает в себя профайлинг?
- Профайлинг - это выделение потенциально опасного пассажира по элементам
психологии. Вот отсюда и идет определение "психологическое" тестирование".
Пассажир выделяется по определенным признакам: по одежде, по маршруту, по
багажу, по внешнему виду... В том числе и по его ответам на вопросы, поставленным
сотрудниками службы безопасности. В частности, если на такой простой вопрос "Что
у вас в вещах?" человек начинает отвечать несвязно, на него будет обращено
особое, пристальное внимание. Неизвестно, сам ли он паковал свой багаж, если не
может четко сказать, что там... Или вот еще распространенный пример: в кейсе у
лысого мужчины находится фен для сушки волос. Естественно, такого пассажира
необходимо "отработать".
- Требуется ли для эффективного профайлинга особое оборудование?
- Детекторы лжи пока не используем, да это и долго. Но есть совершеннейшая
техника. Как ее иногда называют в прессе - "техника "четвертого поколения". Она
все видит, все чувствует. Нам остается только добросовестно выполнять свое дело.
Работа проводится с каждым пассажиром. Вот входите, подаете билет - и уже идет
оценка. Соответствия маршрута и объема вещей, например. Поймите, тестирование -
это не есть игра в каверзные вопросы и ответы. Большинство пассажиров даже не
понимают, что их тестируют. Простая просьба включить или выключить мобильный
телефон, то есть произвести какую-нибудь операцию с кнопками, у большинства не
вызывает никакого подозрения. Но даже из этого мы получаем информацию.
- Часто ли встречаются потенциально опасные пассажиры?
- Ничего серьезного, к счастью, не было. Но для людей с ущербной психикой
учебником могут являться американские фильмы на авиационную тематику. Там много
чему можно научиться! Вы знаете, безопасности никогда не бывает много. Солдаты
срочной службы, возвращаясь с Новой Земли домой, иногда хотят то патроны, то
ракетницы с собой увезти... Перечень предметов, которые запрещено перевозить в
самолетах, весьма обширен. Например, газовые баллончики, элементарный лак для
волос... Пассажиры часто пытаются такие вещи спрятать. Все это берется на хранение
с последующим возвратом. Или иногда уничтожается за невостребованием.
- А бывало такое, что не прошедший тестирование пассажир не допускался к рейсу?
- В нашем аэропорту нет. Объем перевозок у нас относительно невелик -
семьсот-восемьсот человек в сутки. Летом около тысячи. По статистике, за год
выходит около двухсот тысяч. Это немного. К тому же люди, которые пользуются
услугами авиационного транспорта, - это уже сформировавшийся контингент. Они
давно выучили все правила.
Беседовала Марья ЛОГИНОВА.
|