|
Северный комсомолец
8 сентября 2006 (35)
Елена ДОИЛЬНИЦЫНА.
Ребус. Как экологические деньги потратить на экологию?
В среду координационный совет по охране окружающей среды при администрации
Архангельской области обсуждал... воздух. Не тот факт, что мы давно дышим адской
смесью, а то, как не давать предприятиям еще гуще насыщать атмосферу ядами.
И снова, как всегда, благие намерения завели в тупик. Потому что, прежде чем
требовать уменьшения выбросов и наказывать за загрязнение, надо бы для начала
узнать всех загрязнителей в лицо и реестр со всеми качественными
характеристиками составить. У нас в области до сих пор такого нет. У нас прямо
по Райкину-отцу, никто не знает, кто, чего и сколько.
До сих пор неясно, что в нашем воздушном коктейле чьё. Прежде чем понять,
осознать, суммировать, поделить, а потом наказать... хотя бы штрафом, надо сначала
измерить. Но пока никто не знает, кто это должен делать, чем и у кого. Взять
хотя бы ту же свалку. Все специалисты сходятся в одном - вредна! Но ее долю
вредности в общем потоке назвать не могут. Чтобы ее выделить, надо знать доли
других.
А у нас для измерений оборудования нужного нет. Это уже притча во языцех.
Специализированных лабораторий, готовых сделать необходимые анализы, у области
не существует. Пара ведомственных может далеко не все. К примеру, доказать, что
ТЭЦ несколько месяцев травила город, Ростехнадзору не удалось, с приборами
проблема. Кроме того, в список предприятий, обязанных во время неблагоприятных
погодных условий значительно снижать выбросы, внесены лишь предприятия четырех
городов: Архангельска, Коряжмы, Новодвинска и Северодвинска. Получается, что
савинский цементный завод, кочегарки области, транспорт во время штиля, к
примеру, когда вся гадость концентрируется как раз над нашими головами, и не
обязаны сокращать свои выхлопы. Не отнесены они к опасным объектам.
Да и те, которые в списке, выполнять предписания экологов не торопятся.
Рапортовать-то правильно рапортуют, а на самом деле, мощности сокращать, снижая
прибыль, и не собираются. Знают, что за руку их поймать сложно. Особо некому и
нечем. К тому же проверяющих на предприятия чаще всего не пускают, ссылаясь на
внутренний режим. В результате, во время неблагоприятных метеорологических
условий в городах, кроме всего прочего, часто зашкаливает сероводород,
метилмеркаптан и формальдегид.
Координационный совет в ответ на полученную информацию снова заговорил о так
называемых подфакельных наблюдениях. Мера, сама по себе, исключительно верная,
прямо под трубами, в том числе и выхлопными, измерять уровень гадости со
специальными приборами. И тут уж предприятию не отвертеться. Нарушил - плати
огромный штраф. Нет - спасибо, что не отравил. Но просто разговоры, даже на
самом высоком уровне никогда к решению проблемы не вели. Вот так и на этот раз.
Для подфакельных замеров, как и для многих других, нужна сначала материальная
база. Очень немаленькая. Чтобы на нее лабораторию создать, приборы и технику
купить, специалистов нанять. Члены координационного совета предложили
экологические штрафы на это потратить. За полгода их собрано полтора миллиона.
От лаборатории польза прямая, либо здоровье нам сохранит, либо штрафных денег в
бюджет сильно подбросит.
Депутат Белокоровин обещал поддержку в областном парламенте. Только вот вряд ли
мэры городов, в чьи дефицитные бюджеты поступают эти деньги, согласятся
расстаться с ними в пользу лаборатории. Ребус. Видимо, за его решение стоит
назначить премию.
| |