Пресса Архангельской области
 



Версия для распечатки  
  

Северный комсомолец
12 октября 2007 (40)
Марья ЛОГИНОВА.

Гордость с ошибкой

Гуляем с подружкой по вечернему городу. И вдруг я замечаю рекламный щит, которого раньше не видела. Во весь билборд - национальная символика, цвета флага Российской Федерации. И пафосная надпись - "Россия. Есть, чем гордиться! Голосуй за родной город!"

- Слушай, - говорю я подружке. - Разве тут нужна запятая?

- По-моему, нет, - неуверенно говорит она, подозрительно глядя на билборд.

Мы знаем точно, что запятой здесь не требуется. Но раз она есть в таком огромном рекламном щите, который к тому же еще и висит в центре города, мы начинаем сомневаться. А вдруг нужна запятая? Не могут же плакаты, долженствующие вызывать в гражданах гордость за родное государство, быть написаны с ошибками!

Для верности звоню другой своей подруге, закончившей филологическое отделение факультета филологии и журналистики ПГУ.

- Ирк, во фразе "Есть чем гордиться!" нужно ставить запятую?

- Нет. А у меня к тебе встречный вопрос, во фразе "Он не гастролер" тире меду подлежащим и сказуемым нужно?

- Нет. Здесь подлежащее - личное местоимение, а в таких случаях тире оправдано, только если текст - художественное произведение. Тогда тире будет считаться авторским знаком.

...Эти огромные билборды, призывающие гордиться родным городом, появились по всему Архангельску.

...На билбордах указаны веб-адрес (www.nashaslava.ru) и номер телефона (8-800-555-00-09). Чтобы понять смысл этой странной рекламы, захожу на сайт и звоню по телефону. На сайте нахожу лишь главную страницу и предложение написать название своего населенного пункта, чтобы все, видимо, им гордились. По телефону приятный женский голос с автоответчика объясняет мне, что это новый интерактивный проект, в котором сможет принять участие каждый гражданин России.

Такой необычный патриотический интерактивный проект появился накануне выборов. И, несомненно, это работа одной из политических сил страны. Проект "Россия. Есть чем гордиться!" создает позитивное впечатление о положении современной России. Тот, на чье сознание реклама действует так, как запланировано, неожиданно осознает, что живет-то он в прекрасной и успешной стране. И, скорее всего, человек свяжет это с заслугами нынешней власти.

И все бы ничего, но я, например, ясно понимаю, что в плане грамотности нашей великой и успешной стране гордиться нечем. Такие билборды появились не только у нас, в Архангельске. Висят они, к слову, и в Санкт-Петербурге, нашей северной столице. И там так же, как и у нас, написано "Есть, чем гордиться!" И тоже с ошибкой.

Сразу вспоминается недавний скандал, когда в Архангельске появились рекламные щиты, где полуголая девушка с гитарой и крестом на шее всех призывала покупать жалюзи. Церковь тогда возмутилась - дескать, это оскорбляет чувства верующих, - и рекламу с улиц убрали.

Так вот. Если в том случае были оскорблены чувства верующих, то здесь оскорблены чувства всех грамотных людей.

Если даже филологи, глядя на подобные шедевры рекламы, начинают сомневаться в своих знаниях, то что уж говорить о современных школьниках, которые, чего скрывать, знанием русского языка не блещут. Не секрет, что количество успешно сдавших ЕГЭ по русскому языку ребят падает с каждым годом. Властям впору тревогу бить, а они на всю страну безграмотные плакаты вывешивают.

И непонятно, неужели моя подружка-филолог, живущая на грязной окраине города, настолько образованнее целой когорты не самых маленьких людей в нашем государстве - чиновников, рекламистов и прочих, - если она сходу видит то, чего не способны заметить все они вместе взятые? А ведь грамотность нации, образованность - наш национальный приоритет (вспомните нацпроект "Образование")!

Былинский К.И., Розенталь Д.Э. "Трудные случаи пунктуации". (1959).

В книге есть целая глава об оборотах, не являющихся придаточными предложениями.

В частности, в параграфе 104, п.7 сказано:

"Запятой не разделяются цельные выражения типа "есть что рассказать", состоящие из глагола "быть", "найти", "остаться" и немногих других в форме 3-го лица единственного числа, вопросительно-относительного местоимения или наречия (кто, где, что, куда и т.п.) и неопред. формы другого глагола. Например:

У нас есть что защищать. Есть над чем задуматься. Найдётся с кем посоветоваться. Нашли чем хвалиться. Найдём чем оправдать своё отсутствие. Искал обо что вытереть руки. Не нашёлся что возразить".



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя