|
Северный комсомолец
5 октября 2007 (39)
Андрей МУРАШОВ
Грандиозные мелочи
На сентябрьской сессии, пожалуй, впервые была вслух обозначена прямая
взаимосвязь между эффективностью работы власти в целом, без деления на ветви, и
отношением к этой самой власти со стороны избирателей.
НЕ ТОРОПЯСЬ...
Ежеквартальные отчеты об исполнении областного бюджета уже стали нормой. Упреки
в адрес директора департамента финансов Елены Усачевой теперь ушли в прошлое.
Как признали депутаты, довольно бессмысленно критиковать саму Елену Юрьевну -
она лишь исполнитель, причем не самый плохой. Вопросы если и возникают, то
несколько по иному адресу.
Об успехах исполнения бюджета уже много сказано и, наверное, еще скажут. Мы
остановимся на проблемах, пусть и обозначенных на самой сессии не в полном
объеме.
Так, откровенно удивил довольно серьезный объем остатков свободных средств на
бюджетных счетах: в целом по области более двух миллиардов, при этом полтора
миллиарда из них - по муниципальным бюджетам. При наличии просроченной
кредиторской задолженности наличие такой суммы означает только одно - до кого-то
эти деньги не дошли.
При этом программа капитальных вложений исполнена на 38 процентов к годовому
плану. Примечательно, что областные власти такой уровень исполнения объясняют
просто: позднее проведение конкурсов, отсутствие актов выполненных работ,
позднее зачисление денежных средств на счета главных распорядителей. Однако
именно в правильном и своевременном оформлении документов, собственно говоря, и
заключается суть работы чиновников. Так что в данном контексте вполне уместно
ставить вопрос о качестве и эффективности работы наших бюрократов.
Возможно, с этим фактором связано и отставание от плана при исполнении целевых
программ. Так, целый ряд программ выполнен менее чем на 50 процентов к так
называемой "уточненной бюджетной росписи на полугодие". Это "Здоровое
поколение", "Развитие малого предпринимательства", программа профилактики
правонарушений, "Развитие социального обслуживание населения".
... И ПРИХРАМЫВАЯ
Кстати о программах. На сентябрьской сессии депутаты заслушали большой блок
отчетов по реализации некоторых из них в 2006 году. Рассматривать все из них
смысла нет. Остановимся на двух, которые имеют самое непосредственное отношение
к улучшению ка-чества жизни или комфортности проживания на территории области.
Программа "Развитие жилищного строительства" рассчитана на четыре года,
2005-2008. По данным отчета, подготовленного в недрах департамента строительства
и архитектуры областной администрации, в 2006 году объемы жилищного
строительства увеличились на 86 процентов по сравнению с 2005 годом. Общий объем
введенного жилья за первые два года реализации программы составил более 243
тысяч квадратных метров. Правда, социального из них - всего 15 тысяч квадратов.
Депутаты отчет утвердили. Все-таки, 86-процентный рост - дело серьезное. И
обратили пристальное внимание властей, в первую очередь, муниципальных, на
увеличение объемов строительства жилья за счет внебюджетных источников. Этот
посыл депутат областного собрания Андрей Палкин расшифровал специально для нас:
- К сожалению, сегодня при распределении средств, при составлении программ очень
распространен -подход -- дайте денег и мы построим муниципальное жилье. Это
неправильно. Надо создавать условия для развития частного строительного бизнеса,
для строительства частного жилья, особенно в сельской местности. Чтобы люди
хотели строить и строили - через ипотечное кредитование, через субсидирование.
Аналогично и в больших городах - надо помогать людям, чтобы они вкладывали свои
средства. Нереально строить только за счет бюджета - в этом случае перспектива
растянется лет на сто. А вот если привлечь частные инвестиции, то можно проблему
решить лет за 20.
Палкин знает, о чем говорит: по роду основной деятельности он строитель. Однако
есть одно, но серьезное "но". Инвестора можно и нужно заманивать
подготовленными, то есть наполненными инженерными коммуникациями, земельными
участками под строительство жилья. Вот только, как следует из документов по
исполнению бюджета уже года текущего, здесь все не так-то просто. Оказывается, в
первом полугодии так и не началось освоение средств, предусмотренных
муниципальным образованиям на подготовку территорий, выполнение строительных
работ по обеспечению земельных участков инфраструктурой, проектирование и
проведение экспертиз. Причем, сумма была выделена немаленькая - 100 миллионов
рублей.
Мы, конечно, славимся пессимизмом, но, даже подходя объективно, нельзя не
опасаться, что сам факт неосвоения этих средств может весьма удручающе сказаться
на итогах реализации программы в ближайшем будущем. И говорить о 86-процентом
росте уже не придется.
Опять же, от кого и от чего зависит своевременное освоение средств? Какие здесь
могут быть критерии?
Еще одна программа, знаковая для региона - "Газификация Архангельской области".
О ее необходимости написано столько, что материалов хватит на многотомную
эпопею. Говоря коротко, полномасштабная реализация позволит "комплексно решить
экологические, энергетические, экономические и социальные проблемы устойчивого
развития" региона. Как уверяет администрация области, запланированные на 2006
год мероприятия программы выполнены полностью. Труба была доведена до отметки
374 километр. Проще говоря, до Плесецка и Мирного. Общий объем освоенных средств
составил более 9,5 миллиардов рублей, из которых 8,7 миллиарда - вложения
"Газпрома".
Конечно, на фоне этих миллиардов неосвоение полутора миллионов "областных"
рублей, предназначенных для газификации жилого фонда поселка Шипицыно, выглядит
скромно, даже незаметно. Тем более, что есть и объективно-смягчающие
обстоятельства: не освоили в связи с поздним перераспределением средств,
конкурсы и аукционы на проект-ные и строительные работы проводились в сжатые
сроки, поясняют чиновники. Мол, распределительные газопроводы в Шипицыно сдаются
в 2007 году, поэтому средства, в первую очередь, осваивались на пусковых
объектах в Мирном и Плесецке. Логично? Вполне. А жители Шипицыно немного
подождут, ничего страшного. Президент же не туда поехал, а на космодром.
Кстати говоря, на сессии вопрос возник - а для кого, собственно, газопровод-то
строится, деньги осваиваются, труба закапывается? Ради красивого отчета или все
же для населения? Как заметила Надежда Павловская, "в Вельске три котельных на
газ перевели, а лимитов на газ нет. Люди недовольны".
Конечно, недовольны - газопровод есть, а газа нет. Почему? Чиновники сами не
верили, что успеют построить, котельные к сроку подготовить, потому и о лимитах
не подумали?
ВЕДРА ПОДСТАВЛЯТЬ НЕ УСПЕВАЕМ
На фоне грандиозных победных реляций выискивание этих и подобных им блох
выглядит, на первый взгляд, этаким начетничеством. Может быть. Вот только за
всеми этими мелочами стоят живые люди, те самые рядовые жители, они же простые
избиратели. И все эти, довольно абстрактные, недоосвоенные миллионы, не
проведенные в срок аукционы и конкурсы, не доработанные правила оборачиваются
вполне конкретными проблемами обычных северян.
Так может быть, именно удобство, комфорт простых северян и взять за мерило
эффективности бюджетных инвестиций? Именно этот показатель взять за точку
отсчета? В конце концов, президент России не раз и не два говорил, что задача
власти и чиновников - это услуги населению.
Времена ведь изменились. Это еще лет пять назад искусство управления заключалось
в умении ловко штопать бюджетные дыры. Но сейчас федеральные сред-ства в прямом
смысле слова хлынули золотым дождем. Только успевай ведра подставлять. Шутка ли,
ТРИ МИЛЛИАРДА рублей перечислил федеральный центр нашей области.
Есть, правда, одна тонкость - надо успеть эти средства освоить. И в этом случае
ссылки на "не успели документы подготовить" уже не проходят. Надо успевать,
иначе деньги придется возвращать.
Андрей МУРАШОВ,
фонд Перспектива,
www.arhperspectiva.ru.
| |