|
Северный комсомолец
5 октября 2007 (39)
Елена ДОИЛЬНИЦЫНА.
Архангельским картинам сделали рентген
Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера",
в народе известное как музей ИЗО, решило создать полный научный каталог всего
собрания ценностей. Два тома будут посвящены живописи. Лишь несколько музеев в
стране решились на этот тяжелейший и дорогостоящий труд. Только два живописных
тома потянут на 2,5 миллиона рублей. А научную работу по каждому полотну ничем
не измеришь.
Два года подряд в музей приезжает Татьяна Максимова, старший научный сотрудник
Института исторического и культурного наследия имени Д.С. Лихачева. Со своим
микроскопом. Она проводит микроскопическое исследование работ, берет пробы на
структурный анализ. Это позволяет понять, сколько красочных слоев, в какое время
сделаны, есть ли записи одна поверх другой, определяет состав и происхождение
пигментов. А пигменты разные, характерные для разных школ, стран, периодов и
мастеров. Вот до 18 века пользовались минеральными пигментами, наши с Урала
привозили и перетирали довольно крупно, в другие края доставляли из экзотических
стран и терли мелко.
В 18 веке у художников начались эксперименты, и от цеховой одинаковости красок и
грунта стали переходить к индивидуальному творчеству. Начали использовать
синтетические компоненты. Живопись принялась болеть. К примеру, - масляная
болезнь. От избытка масла картины "морщились". Очень пострадали в свое время от
макового масла полотна Веницианова. "А вообще, - говорит Татьяна Васильевна, - с
художниками прошлого работать приятно. У них все искусство на оптике было
построено. Они знали столько, чтобы создать эту красоту, что нынешним нам и не
снилось. Теперешняя живопись - это живопись безобразия".
Всякий раз на несколько дней к Татьяне Васильевне присоединяется рентгенолог. Но
не медицинский, а музейный. Со специальным прибором, спроектированным именно для
искусствоведческих целей. Человека такой рентген просто убьет. А картину
"разглядит" насквозь и покажет все, что скрыто глазу. Например, почерк автора.
Или невооруженным взглядом видно, что картина 18 века, с неплохо сохранившейся
живописью. А рентген показывает, что от 18 века на холсте только небольшие
островки краски на полотне. Остальное - просто искусная тонировка более молодого
века.
В Архангельске на этот раз рентген сделал несколько открытий. В конце 80-х
прошлого столетия музей купил полотно "Подача милостыни". Подписи не было. В
архивах Академии Художеств нашли упоминание о работе. Оказалось, что две таких
работы делали ученики художественного класса в 18 веке, чтобы подать их на
звание неклассного художника. Работа одного, с таким же точно сюжетом, в
Третьяковской галерее. Подпись (Мохов) сохранилась. Подпись второго художника,
работа которого оказалась в Архангельском музее, была стерта аж до грунта. Ее
пытались выдать за картины руки известных художников: Варнека и Таранова,
подделки подписей которых и обнаружил рентген. Благодаря исследованиям настоящее
имя живописца стало известно. Фамилия ученика художественного класса - Мягков.
Под портретом Павла Первого 19 века был обнаружен другой образ того же
императора, но более ранний, более реалистичный и, по предположениям
специалистов, прижизненный. А портреты Архангельских губернаторов, как
оказалось, сделаны в одно время, возможно, одним художником. Временное
совпадение определили по ворсинкам холста и грунту. Они на всех работах
идентичные.
Для того чтобы сделать каталоги всего музейного собрания вот с такой научной
основой, требуются огромные деньги. Где их взять, пока неясно. Но музей будет
искать. В связи с этим вспоминается история, когда руководство пирамиды МММ
решило помочь нескольким музеям. И нашему в том числе. Они купили нам портрет
Мусиной-Пушкиной и дали денег на реставрацию. Вскоре Мавроди посадили, и
финансирование прекратилось.
| |