Пресса Архангельской области
 



Версия для распечатки  
  

Северный комсомолец
30 ноября 2007 (47)
Марина ТРЕТЯЧЕНКО.

"На основании чего дорога может быть названа федеральной, непонятно"

В конце прошлой недели в Архангельск приехал министр транспорта РФ Игорь Левитин. Он рассказал о том, что на строительство и капитальную реконструкцию федеральной трассы М-8 (автодорога Москва-Архангельск) в течение трех ближайших лет будет выделено более девяти миллиардов рублей. И эта новость не могла не порадовать, ведь состояние этой трассы уже настолько плохое, что дальнобойщики боятся за свои машины и каждая поездка по трассе превращается в испытание.

По словам генерального директора ОАО "Дорстроймеханизация" Виктора Сохина, это очень приличные деньги, и это большая удача, потому что за последние годы на ремонт трассы М- 8 выделялось порядка пятисот миллионов рублей. И по нынешнему состоянию дороги понятно, что этого было мало. С другой стороны, предположил Виктор Сохин, маловероятно, что ремонтом будут заниматься архангельские подрядчики. Скорее всего, на конкурс по выбору подрядной организации заявятся иногородние фирмы, например питерские. Деньги-то большие. Девять миллиардов на три года. Это означает, что в год надо осваивать по три миллиарда, тогда как раньше на год выделялось порядка ста миллионов рублей.

И еще один очень важный момент, касающийся федеральных трасс, отмечают архангельские дорожники. В частности, в ассоциации "Дороги Поморья" (о ее создании мы писали в материале "Дороги надо строить качественно и постоянно" от 9 ноября) обеспокоены тем, что из федерального бюджета финансируется пока только ремонт трассы М-8, потому что только она одна в Архангельской области признана федеральной.

Меж тем, по словам генерального директора ассоциации Петра Орлова, в перечень федеральных трасс могли попасть еще несколько дорог области, но не попали. Вся загвоздка во вновь принятом законе о дорогах.

- 14 ноября этого года вступил в силу Федеральный закон N 257 "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ",- поясняет Петр Петрович. - Ничего принципиально нового в нем нет, он практически повторяет правила, действующие еще со времен СССР, кроме раздела о платных дорогах (дороги, которые должны строиться за счет средств частного инвестора и за проезд по которым должна взиматься плата. - Прим. ред.). Редакция закона не так категорична, как прежде. Например, в пункте 5 статьи 5 четко сказано, что федеральными являются дороги, связывающие столицу с административными центрами (столицами) субъектов РФ. В нашей области это автодорога Москва-Архангельск, протяженностью 530 километров, про состояние которой и говорить не хочется. Кстати, это всего лишь шесть процентов от всех дорог Архангельской области. А в пункте 6 уже начинаются интересные вещи: закон диктует, что автодорогами федерального значения могут быть дороги, соединяющие административные центры субъектов РФ, подъезды к международным морским портам, аэропортам, специальным объектам федерального значения.

По словам Орлова, в рамках этого закона к федеральным дорогам могут быть отнесены дороги Б. Наволок-Плесецк-Каргополь-Пудож (на г. Петрозаводск), Каргополь-Вытегра (на г. Санкт-Петербург), Далматово-Няндома-Каргополь-Плесецк (подъезд к космодрому), дорога Архангельск-Северодвинск (федеральный центр атомного судостроения), автодорога на Экономию (международный морской порт), а также автодорога на аэропорт "Талаги", включая мост через остров Краснофлотский и объездную дорогу.

Проще говоря, из восьми с половиной тысяч километров дорог, которые сегодня содержатся, ремонтируются и строятся за счет областного бюджета, добрая половина должна финансироваться из федеральной казны. Мешает одно слово, содержащееся в новой редакции закона, - "может". Дороги могут быть признаны федеральными, а соответственно и обслуживаться из средств федерального бюджета, а могут и не быть признаны. И претензии предъявлять бесполезно, потому что критериев, по которым дорога может быть занесена в перечень федеральных трасс, новый закон не прописывает.

- "Может" - в этом вся суть, - говорит Петр Петрович. - Раньше в Советском Союзе был критерий: если дорога связывает пункты с населением свыше 100 тысяч человек, она считается республиканской (тогда использовали этот термин). Сейчас такого критерия нет. На основании чего дорога может быть названа федеральной, непонятно. По сути, критериев много: интенсивность использования, состояние дорожного покрытия, численность населения областных центров, но в законе ни одного не прописано. И похоже, что сейчас действует только один критерий - благосклонность чиновников. Маленький пример: дорога Архангельск-Северодвинск. До недавнего времени она была общегосударственной дорогой. По необъяснимым причинам Федеральная дорожная служба исключила ее из перечня государственных дорог, хотя она ведет к центру атомного судостроения. Сейчас губернатор попросил Левитина принять обратно эту дорогу, но примут или не примут - это вопрос. Критериев-то нет.

Конечно, то, что на трассу Москва - Архангельск сейчас выделяются такие большие деньги, безусловно, хорошо, и эту дорогу в порядок приведут. Но что будет с остальными? Этим вопросом сейчас задаются дорожники из ассоциации "Дороги Поморья".

Цена вопроса, по мнению Петра Орлова, для области очень значима. На содержание и ремонт существующих дорог области - без строительства, замены деревянных мостов, укладки нового асфальтобетонного покрытия - требуется 15 миллиардов рублей в год. Из них только на содержание и зимнюю очистку трасс от снега - около четырех миллиардов рублей. Так, в этом году нужно было отремонтировать как минимум 800 километров дорог, а денег хватило только на 80. А в бюджете 2008 года на все работы - вместе со строительством - заложено лишь два миллиарда рублей.

Глядя на все эти цифры, становится понятно, как было бы хорошо, если бы федеральный бюджет взял на себя часть затрат, тем самым областной бы подразгрузился, и, может, наконец муниципальным трассам стали уделять больше внимания. А то смотреть на некоторые уже страшно. Но в законе есть слово "может", и, как говорят дорожники, уж больно оно дорогое в масштабах страны.



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя