Пресса Архангельской области
 



Северный комсомолец
21 декабря 2007 (50)
Андрей МУРАШОВ

Если лес не идёт к комбинатам - комбинаты пойдут к лесу?

Прошёл год с момента принятия нового Лесного кодекса. Сегодня уже ясно, что этот документ многое изменил в отрасли, прежде всего децентрализовав схему управления ресурсами. Несмотря на все старания, также понятно, что учесть при разработке документа удалось далеко не всё. Например, необходимость координации усилий всех заинтересованных сторон. Очевидно, именно этими соображениями и объясняется создание Совета по развитию лесопромышленного комплекса при правительстве. Это решение появилось ровно через год после принятия Лесного кодекса.

Отметим, что реформирование системы лесоуправления, ее децентрализация стали самой масштабной за все годы существования отечественного лесного хозяйства. Это мнение руководителя Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) Валерия Рощупкина. Региональные власти получили весьма широкие полномочия в сфере использования и воспроизводства лесов. Теперь во многом от уровня компетенции региональных чиновников, от качества принимаемых ими решений зависит уровень развития всего лесного сектора на территории субъекта Федерации. И чем выше налоговая нагрузка на региональный ЛПК, тем серьезнее цена ошибки. К сожалению, как мы уже отмечали, далеко не везде региональные чиновники оказались готовы нести груз ответственности...

НЕДОСТУПНЫЕ МАССИВЫ...

Не секрет, что уже несколько лет перерабатывающие предприятия отрасли испытывают дефицит сырья. По словам Николая Кротова, директора областного департамента лесного комплекса, "дефицит сырья составляет порядка пяти миллионов кубометров вместе с дровами, он восполняется привозным сырьем (три миллиона кубометров), и непокрытым остается объем в 2-2,5 миллона кубометров, который в основном приходится на лесопиление. Практически с 2000 года объемы вывозки, заготовки пиломатериалов сохраняются на одном и том же уровне".

Со своей стороны федеральные власти уже приняли решение, которое должно привести к снижению вывоза необработанного сырья за границу. И, несмотря на критику наших западных соседей, снижать вывозные пошлины на "кругляк" никто не собирается. Как отметил во время визита в Вологду премьер-министр Виктор Зубков, "это не наш путь".

Но у каждой медали две стороны. Конечно, можно перенаправить потоки сырья. Но для начала это сырье еще надо получить. А это не так-то просто. По крайней мере в Архангельской области.

Проблема не нова, но с каждым годом становится всё острее. При теоретически огромных, миллиардных, запасах древесины расчетная лесосека в регионе составляет всего 22 миллиона кубометров. Да и та осваивается на треть. Причина - в малодоступности лесных ресурсов: лежащие рядом с дорогами и крупными реками леса вырублены, а добраться до оставшихся сложно и дорого, во всяком случае в нынешних условиях.

Очевидно, надо согласиться с Кротовым, когда он заявляет о возможной экономической нецелесообразности главного пользования лесами. Действительно, дальнейшее удорожание себестоимости лесозаготовок сделает их в принципе нерентабельными. Однако чем все это может обернуться в конечном итоге, думается, объяснять не надо: с учетом важности ЛПК для региона возможный сценарий откровенно напоминает локальный экономический крах.

Вместе с тем необходимо отметить, что реализация подобного сценария возможна лишь при сохранении нынешней, откровенно "застойной", ситуации. И избежать "апокалипсиса" вполне реально. Например, развивать альтернативные способы транспортировки леса и транспортную инфраструктуру общего пользования. Причем как автомобильную, так и железнодорожную. Проще говоря, приблизить дороги к пока не освоенным лесным массивам. То есть от власти требуется лишь выполнять свои полномочия, обеспечивая транспортную связанность в границах региона, а остальное лесопромышленники сделают сами.

...И ДОСТУПНЫЕ ФИНАНСЫ

Однако, судя по всему, региональные власти избрали несколько иной путь - решили приблизить переработку к делянкам. Во всяком случае, в регионе довольно активно продвигается идея строительства нового промышленного узла в Пинежском районе, включающего в себя ЦБК и ЛДК. Возможно, виной этой активности - пример Вологодской области, где уже детально проработаны проекты строительства двух ЦБК. Но у наших южных соседей географические условия - прежде всего расстояния несколько иные.

Возведение "с нуля" промузла в Пинежском районе потребует создания не только цехов и инженерных коммуникаций, в том числе и энергетических, - практически сразу встанет вопрос о развитии социальной инфраструктуры - о строительстве домов, школ и детских садов, клубов. Фактически в тайге надо будет возвести новый город.

Понятно, что область это не осилит - бюджет подобной нагрузки не выдержит. Остается уповать на стратегического инвестора.

Возможно, что таковой найдется. Учитывая рост вывозных пошлин, иностранные переработчики охотно придут в регион - этот процесс уже набирает силу в ряде субъектов Федерации. Тем более что сейчас правительство готово предоставлять солидные преференции инвестпроектам, стоимость которых превышает 300 миллионов рублей.

Но так ли это выгодно региону? Оставим пока за скобками проблему выживания еще существующих лесных поселков. Не менее важен и другой момент: уже сейчас как центры принятия решений, так и центры прибыли большинства крупных предприятий ЛПК области выведены за пределы региона, а то и вообще за пределы страны вертикалями холдингов. Вряд ли появление филиала, например, финской или шведской лесоперерабатывающей компании так уж сильно отразится на развитии региона.

Может быть, все же более уместно стимулировать развитие уже существующих мощностей ЛПК при параллельном развитии дорожной сети, в том числе и многострадального "Белкомура"? Да и для федерального центра, судя по всему, не принципиально, будут ли инвестиции вкладываться в модернизацию или в новое строительство. Главное - увеличение объемов производства и, стало быть, добавленной стоимости.

Андрей МУРАШОВ, фонд Перспектива, www.arhperspectiva.ru

КОММЕНТАРИЙ

Как на практике работают нововведения Лесного кодекса и насколько изменились условия работы лесопромышленников? Своими соображениями по этому поводу делится председатель Совета директоров ОАО "Соломбальский ЦБК" доктор экономических наук Александр ПЛАСТИНИН.

- Новый Лесной кодекс я оцениваю как прогрессивный, отражающий рыночное мышление его авторов. Однако не покидает ощущение, что многие новшества, вводимые кодексом, не успели "созреть", хотя и долго обсуждались. Результатом стала вполне ощутимая нервозность, сопровождающая установление новых правил игры.

Очевидно, что при передаче на уровень субъектов Федерации функций по управлению лесами многие важные вопросы просто выпали из внимания законодателей. И в результате некоторые полномочия и обязанности оказались не подкреплены финансами. В целом финансовая нагрузка на лесоарендаторов значительно выросла.

Межевание, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, пожарной безопасности - всё то, чем раньше занимались государственные лесхозы, теперь должны взять на себя лесопользователи. С другой стороны, демократичная система получения лесного фонда при помощи аукционов и приоритетных инвестиционных проектов уже обнаружила как плюсы, так и минусы. Безусловно, для бизнеса очень важна определенность и стабильность в пользовании лесфондом, и идея инвестпроектов эту уверенность может дать. Но аукцион - это лотерея, результат которой совершенно не очевиден. Лесфонд получает участник, предложивший максимальную цену. При этом не ясно, чем подкреплены его заявления, имеет ли он возможности освоить лесфонд? Государству хорошо - от победителя аукциона поступает больше денег. Но ведь лес в этом случае скорее всего будет просто "перепродан" тем, кому он действительно нужен, а разница в цене осядет у посредника. Недостаточно, на мой взгляд, учитывается и социальная роль претендентов, их намерение обеспечивать занятость именно местного населения, вкладывать средства в развитие инфраструктуры и так далее. Для стабильного комплексного развития территорий предпочтение нужно отдавать предприятиям, которые уже много лет работают в регионе и вложили немалые средства в развитие производства и строительство дорог.

Федеральное законодательство отвечает далеко не на все вопросы, поэтому внимание лесопромышленников сегодня нацелено на областное Собрание депутатов, которое разрабатывает региональные "лесные" законопроекты. Очень важно, что в Собрании создана профильная комиссия по лесному комплексу, и в нее вошли профессионалы лесной промышленности. Главный результат ее работы в том, что лесопользователи Архангельской области сегодня почти не ощущают дефицита нормативных документов, необходимых им для работы.



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя