|
Северный комсомолец
7 декабря 2007 (48)
Нина ОРЛОВА
Сказка, украшенная правдой
В эти дни Архангельский театр кукол представляет публике свою первую премьеру сезона - спектакль "Волшебные сказки Попугая". Пьесу по мотивам
итальянских сказок написали художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств РФ Дмитрий Лохов и заведующая литературной
частью театра, заслуженный работник культуры РФ Светлана Логинова.
Новый спектакль Дмитрия Лохова обращён к детям постарше - скажем, лет с семи. Во-первых, потому что это "страшилка". Во-вторых, структура постановки довольно сложная.
Зрителю преподносятся истины вечные: противостоять злу, и прежде всего в самом себе; с послушанием относиться к родителям, помогать попавшим в беду... При этом талантливый
режиссер полагается на силу примера и применяет известный педагогический приём сравнения. В определённый момент сюжет получает второй план, параллельный первому, причём
зачин один и тот же, а далее у каждого из планов свое развитие. Сопоставляя, зритель легко усваивает, что "хорошо" и что "плохо".
Можно в очередной раз подивиться тому, как гармонично сочетаются в творчестве заслуженного художника РФ Елены Николаевой яркая фантазия и целесообразность. Оформление
изящно, компактно и многофункционально. В центре площадки - трёхъярусная конструкция, устройство её можно трактовать так: верхний ярус - место мистических сил, центральный
- мир испытаний и свершений, а нижний ярус - вместилище сил чёрных, злых. Кроме того, конструкция, украшенная резьбой и обрамлённая занавесами, воспринимается как интерьер
богатого дома, которому отведена авансцена. Добавим ко всему этому благородство цветовой гаммы, изысканность стильных костюмов.
Спектакль начинается внезапно: ещё не полностью погас в зале свет, публика только осваивается на своих местах, как над сценой возникает нечто тёмное и безобразное.
Вырисовывается жутковатая маска: круглые, как у совы, глаза, огромный, крючковатый нос, на голове корона. Взгляд хищно впивается в зал. Юные зрители реагируют боязливым
смехом. Так же внезапно непонятное существо исчезает, вновь появляется. Это Недобрый король, воплощение зла. Но публика успевает заметить, что он суетлив, да и выходки его
какие-то дурацкие...
На сцене вспыхивает яркий свет, и мы оказываемся в доме богатого купца. Игра ведётся в "живом плане". Купец (заслуженный артист РФ Ростислав Киселёв) сообщает дочери
(артистка Светлана Козленко), что вынужден по делам уехать. Она воспринимает новость эмоционально: "Остаться в доме одной!" Любящий отец пытается успокоить её, затем
наставляет: "На улицу не выходи! Дверь незнакомым не открывай!" Юная красавица слушает вполушка и вдруг просит привезти... говорящего попугая. Только вымолвила, как
появляется Добрая старушка с большой клеткой: "Купите, всего за одну монетку". Купец деловито осведомляется, отчего так дёшево, а на прощание повторяет дочери свои наказы.
Как все знакомо - тут и зачин сказки "Аленький цветочек", и намёки на реалии нашей жизни. Вымысел и правда, серьёзное и смешное совместились в театральной игре.
А Попугай (артист Илья Логинов) оказался не только красивым, но и умным: предлагает Купеческой дочери придумать какую-нибудь интересную историю, но с условием не
открывать дверь никому, пока сочиняет.
Актёры очень искренны, они обретают зрительскую любовь. Но, на мой взгляд, им не хватает интересно выстроенных мизансцен - Попугай нередко статичен, а однообразные
проходы героини по площадке зачастую ничем не мотивированы.
Основным местом действия становится центральный ярус конструкции. В игру вступают куклы. И почти слово в слово повторяется прощание Купца с дочерью, причем они абсолютно
похожи на своих живых прототипов. Разница лишь в том, что у этой героини есть имя - Розалинда и в подарок она пожелала куклу. Прихватив новую игрушку, Розалинда, вопреки
наставлениям отца, отправляется погулять. Не оказалось рядом умного Попугая...
Ведь не для забавы предложил он Купеческой дочери сочинять историю о Розалинде, а желая предостеречь от необдуманных поступков. А быть осторожной необходимо - Недобрый
король, прикинувшись Доброй старушкой, неоднократно просит отворить дверь. И всякий раз доверчивая красавица порывается исполнить просьбу. Но разумная птица останавливает
ее. В итоге Купеческая дочь, к радости юных зрителей, заслуживает счастья - Попугай становится принцем.
А история Розалинды насыщена опасными приключениями. Здесь и мёртвый лес, и разбойники... Она вступает в борьбу с карликом-колдуном. Действие переносится то в
центральную часть конструкции, то опускается в тёмное царство зла. Мрачно и пугающе выглядит логово колдуна - подземелье разрушенного замка. Внимание зала буквально
приковано к сцене. Мы видим, как испытания меняют Розалинду, она становится отважной, самоотверженной, помогает попавшим в беду. И в награду встречает свою любовь...
Выразительны куклы, безупречен ансамбль актёров, работающих с ними. Публика благодарно аплодировала заслуженному артисту РФ Ростиславу Киселёву (в этом спектакле он
исполняет несколько ролей, и особо блистательно - Колдуна), заслуженным артисткам РФ Светлане Михайловой и Вере Никитинской, артистам Валентине Родькиной и Максиму
Эле. В успехе постановки - вдохновение композитора Александра Яничека, мастерство художника по свету Вячеслава Зоболева, звукорежиссёров Антона Веселкова и Дмитрия
Иванова... Словом, всего постановочного коллектива, создавшего этот красивый и поучительный спектакль.
| |