Пресса Архангельской области
 



Версия для распечатки  
  

Северный комсомолец
7 декабря 2007 (48)
Елена ДОИЛЬНИЦЫНА

Россия потеряла рабочий класс. Под угрозой Северный путь и шельф

На этой неделе в Архангельске под эгидой Морской коллегии при правительстве РФ прошла Арктическая региональная научно-практическая конференция. Обсуждалась экономическая деятельность России на Арктическом региональном направлении и проблемы развития морской деятельности. На конференцию съехались специалисты из Владивостока, Мурманска, Санкт-Петербурга, Москвы.

Поговорить было о чем. Ведь до сих пор у нашей страны нет стратегии морской деятельности. Например, возьмем ситуацию с флагом, установленным Чилингаровым на дне Ледовитого океана. С одной стороны, как сказал ответственный секретарь Морской коллегии Александр Балыбердин, эта акция с точки зрения политической не совсем лояльна, но в деле разграничения шельфа - шаг очень правильный. Ведь давно уже раздаются из заграничья голоса о том, что России слишком повезло. И если она не начнет добычу на шельфе, и не будет использовать Северный Морской путь, то все эти блага надо отобрать и использовать, как общечеловеческий ресурс.

У нас есть нефть и газ, есть Северный морской путь - это база для того, чтобы перестать быть бедными. А мы сидим на всем, как собака на сене. Конечно заграница в неистовстве. Ведь через Северный путь значительно быстрее можно добраться из Европы в Азию и обратно, чем через существующий южный путь. Этот путь выгоден многим. А мы его не развиваем. Не готова Россия к этому сейчас, так надо объединять все заинтересованные силы и средства, чтобы возобновить и наладить этот торговый путь. Надо суда специальные строить, использовать атомный ледокольный флот.

Арктическое направление одно из важнейших. Но, начиная налаживать этот путь, надо подводить к нему железнодорожные сети. И не как обычно, куда попало, а туда, куда нужно, куда удобно. К портам и перевалочным базам. Об этом говорил представитель РЖД. Они уже могут начинать тянуть ветки. Да надо знать точно - куда. А иначе они не согласны. Это же зря деньги переводить. Сейчас мы не готовы даже к большим стройкам. Чтобы порты современные создать, одного бетона горы нужны. А сколько нужно всего доставить на разработки полезных ископаемых. Россия к этому грузовому валу не готова. Не на чем возить и дорог нет. Никаких практически.

На этой неделе в Архангельске под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ прошла Арктическая региональная научно-практическая конференция. Обсуждалась экономическая деятельность России на Арктическом региональном направлении и проблемы развития морской деятельности. На конференцию съехались специалисты из Владивостока, Мурманска, Санкт-Петербурга, Москвы.

Поговорить было о чем. Ведь до сих пор у нашей страны нет стратегии морской деятельности. Например, возьмем ситуацию с флагом, установленным Чилингаровым на дне Ледовитого океана. С одной стороны, как сказал ответственный секретарь Морской коллегии Александр Балыбердин, эта акция с точки зрения политической не совсем лояльна, но в деле разграничения шельфа - шаг очень правильный. Ведь давно уже раздаются из заграничья голоса о том, что России слишком повезло. И если она не начнет добычу на шельфе и не будет использовать Северный морской путь, то все эти блага надо отобрать и использовать как общечеловеческий ресурс.

У нас есть нефть и газ, есть Северный морской путь - это база для того, чтобы перестать быть бедными. А мы сидим на всём, как собака на сене. Конечно, заграница в неистовстве. Ведь через Северный путь значительно быстрее можно добраться из Европы в Азию и обратно, чем через существующий южный путь. Этот путь выгоден многим. А мы его не развиваем. Не готова Россия к этому сейчас, так надо объединять все заинтересованные силы и средства, чтобы возобновить и наладить этот торговый путь. Надо суда специальные строить, использовать атомный ледокольный флот.

Арктическое направление - одно из важнейших. Но, начиная налаживать этот путь, надо подводить к нему железнодорожные сети. И не как обычно, куда попало, а туда, куда нужно, куда удобно. К портам и перевалочным базам. Об этом говорил представитель РЖД. Они уже могут начинать тянуть ветки. Да надо знать точно - куда. А иначе они не согласны, это же зря деньги переводить. Сейчас мы не готовы даже к большим стройкам. Чтобы порты современные создать, одного бетона горы нужны. А сколько нужно всего доставить на разработки полезных ископаемых. Россия к этому грузовому валу не готова. Не на чем возить, и дорог нет. Никаких практически.

Кроме того, речь зашла о кадрах. Оказалось, что в морской отрасли страны - кадровая дыра. Россия потеряла рабочий класс. Именно так и заявляли с трибуны практически все выступающие. Не готовим почти судостроителей и судоремонтников. До смешного доходит: на северодвинских предприятиях работают бригады из Украины. Варят корпуса наших атомоходов. А высшие учебные заведения заведомо готовят персонал для зарубежных флотов. Потому что наш флот очень мало специалистам платит.

Затронули на конференции и рыболовную тему. По нынешнему закону рыболовные квоты даются тем, кто имел их пять предыдущих лет, потому квоту теперь всегда получают одни и те же. В результате они становятся квотовыми рантье. Им уже совсем необязательно ловить и суда строить. Они продают их в три дорога и живут на проценты. А те, кто покупает и ловит, не могут найти денег на строительство новых судов. И улов не дает им возможности получить хотя бы какой-то прибыли, потому как одна только квота влетает в копеечку. На Дальнем Востоке наша квота давно и почти на 100 процентов уходит китайцам. Так скоро мы своей рыбы не увидим вообще.

Кроме того, собравшихся интересовала экология. Арктика очень хрупка и нежна. Можно уничтожить ее в один миг незначительным загрязнением. Если пролить нефть в средней полосе, то через год-два всё очистится, а в Арктике загрязнение никуда не исчезнет. Кроме того, надо иметь мощную техническую оснастку. Надо быть готовыми к тому, что Кольский залив станет замерзающим, и к тому, что в Заполярье грузовики при снеге за одну ночь в айсберги превращаются и их бензопилами выпиливать приходится.

Иностранцев волнует нестабильность. Они бы могли вкладывать свои средства в развитие важных им строек и предприятий. Но отдача от вложенных средств будет через годы. А у нас неизвестно, какой строй через три года объявится. О разработчиках наших полезных ископаемых тоже много нового на конференции поведали. Оказывается, многие добывают лишь то, что полегче, а то, что тяжело, бросают и отдают государству. И, как выразились специалисты, такие месторождения сначала лечить надо.

Ну а вообще, нефтегазовой мощи у России хоть отбавляй. И еще много не разведано. Мы могли бы лет двести жить безбедно на одном этом. Но мы приращиваем за пять лет то, что в других странах за один год. Как выразился один докладчик, леса много, а дров нет. Мы, как в сказке, лежим на печи и ждем щуку, чтобы все по ее велению само сделалось. Но наяву так не бывает.



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя