Северный комсомолец
2 февраля 2007 (3)
Андрей МУРАШОВ.
Боевые верблюды и субмарина на колесах
На прошлой неделе губернатор Николай Киселев встречался с президентом не только
в Ново-Огарево, но и составил Владимиру Путину компанию, побывав вместе с ним в
Индии. "Большое впечатление на нас произвели боевые верблюды, которые на военном
параде шли в ногу!" - поделился с журналистами впечатлениями Николай
Иванович.
Бог с ними, с верблюдами - вполне естественная реакция на тропическую экзотику
человека, впервые побывавшего в Индии. Думается, в заг-ранкомандировку Киселева
приглашали все же не ради того, чтобы он полюбовался парадом в честь
национального праздника Индии.
Пересечений у нашей области с индийцами, как выяснилось в ходе визита, не так и
много. Это возможные совместные космические программы, военно-техническое
сотрудничество и алмазы. Правда, по всем трем пунктам есть весьма серьезные
"но".
Да, в Индии серьезно развита огранка алмазов - в этой отрасли работает более
миллиона человек. Но какой смысл обеспечивать их сырьем - поморскими алмазами -
если на северодвинской "Звездочке" есть собственное ограночное производство?
Наверное, для начала стоило бы решить вопрос с регулярными поставками сырья с
Ломоносовского месторождения в Северодвинск.
Что касается космоса - индийцы заинтересовались участием в российской глобальной
навигационной системе и предложили совместно разработать космический аппарат для
изучения солнечной активности - понятно, что здесь вне конкуренции "Плесецк".
Но, как отметил Николай Иванович, программа сотрудничества только формируется, и
о подробностях говорить рано.
Зато в сфере военно-технического сотрудничества с Индией, а точнее, в его
морском аспекте, мы почти вне конкуренции. "Я сожалел, что по площади нельзя
было прокатить подводную лодку, - отметил Киселев, - но индийцы показали макет
субмарины, который был установлен на автомобиле".
А почти - потому что есть еще Санкт-Петербург с его мощным судостроительным
комплексом, которому, естественно, тоже требуется загрузка.
Не секрет, что за заказы индийских ВМФ конкуренция между российскими
судостроителями идет довольно жесткая. Но окончательное решение принимается на
уровне Рособоронэкспорта. И лоббировать интересы северодвинцев надо именно там,
а не в Индии.
Примечательно, что Николай Иванович, отвечая на наш вопрос, косвенно с этим
согласился: "Конкуренция между регионами есть, и области надо быть гибче в этом
вопросе. Но на правительст-венном уровне мы делить заказы не стали - это было бы
неправильно!"
А вот с этим согласиться трудно. В условиях масштабного кризиса ЛПК работа
северодвинских машинострои-телей становится, по сути, единственным серьезным
источником пополнения регионального бюджета.
Но, судя по всему, единственный реальный результат, привезенный из Индии, -
договоренность о совмест-ной встрече с руководством Рособоронэкспорта и
директорами северодвинских заводов. Правда, речь там пойдет не о новых заказах,
а о необходимости корректировки контракта по модернизации авианесущего крейсера
"Адмирал Горшков".
Впрочем, как отметил Николай Иванович, будучи в Индии удалось договориться о
встрече и с другим функционером федерального уровня - начальником российских
железных дорог Владимиром Якуниным.
Вот, по сути, и все, что осталось в сухом остатке от поездки. Правда, есть и
некий виртуальный результат, на который указал Киселев: "Считаю, что мое участие
в правительственной делегации - это хороший показатель для федеральных
министров!"
|