Пресса Архангельской области
 



Северный комсомолец
23 марта 2007 (9)
Марина ТРЕТЯЧЕНКО.

Бизнес у перевозчиков убыточный. Но они его не продадут ...

9 марта департамент по тарифам и ценам администрации Архангельской области принял решение поднять стоимость проезда в городском общественном транспорте с восьми до 10-12 рублей. Частники, довольные тем, что их аппетиты узаконили, уже было принялись наклеивать объявления в автобусах. Неделю спустя, 16 марта, стало известно, губернатор Николай Киселев счел данное решение не вполне оправданным. Киселев посчитал, что департамент не учел ряд важных аспектов, и есть необходимость повторно рассмотреть вопрос до вступления решения в законную силу. На днях в администрации в очередной раз собрались на обсуждение транспортного тарифа. Перевозчики ратовали за повышение. Администрация противилась.

ПЕРЕВОЗЧИКИ-"НЕЛЕГАЛЫ" МЕШАЛИ ДОНСКОМУ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ОН НЕ СТАЛ МЭРОМ

На днях была в управлении транспорта и связи мэрии. Беседовала с Артемом Перевертайло, начальником управления. Зашла речь о числе коммерческих автобусов. В ответ услышала: "Вам с "нелегалами" или без?" Вот так откровенно...

По оценке мэрии, прозвучало на прошедшем совещании, в Архангельске девять "нелегальных" маршрутов, на которых работают 120 автобусов. И это только официальная цифра. И маршруты в их числе не какие-нибудь малоприметные, а самые что ни на есть ходовые - 5э, 7у, 22, 44, 77. Пассажиропоток гигантский. А меж тем случись что, транспортник ни за что не в ответе: договора с мэрией на перевозки у него нет! И у мэрии рычагов влияния тоже нет. В ответ так и скажут: "На каком маршруте ехали? На 44-ом? Так это ж "нелегал"...." И такие случаи в Архангельске уже были.

Теперь мэр Донской смотрит на все эти транспортные мытарства и помалкивает, а ведь были времена, когда автобусно-троллейбусная тема казалась мэру очень больной. Ну, не сложно догадаться, было это в предвыборную кампанию. Тогда, в 2005 году, в релизе, который распространила пресс-служба мэрии, были приведены слова Александ-ра Донского: "Нелегалы нам мешают, и мы будем бороться с ними всеми силами. Считаю, работать нужно только с теми, кто берет на себя социальную нагрузку: кто будет выдерживать тариф и предлагать людям социальные проездные билеты. В конечном итоге, наша цель - сделать так, чтобы социальный проездной билет действовал на всех марш-рутах".

По тому, что "нелегальные" маршруты в Архангельске не только не ликвидированы, но число их растет, вывод напрашивается сам собой - видимо, мэру они уже не мешают...

КОНТРОЛЬ БИЗНЕСУ НЕ ПОМЕХА?

Недавно побывала в Северодвинске. Проезд в автобусе у них, как и у нас, - 8 рублей. Вот только при внешнем сходстве у северодвинцев один перевозчик на весь город, а у нас 60! Вот такой цифры мы точно не ожидали. И большинство горожан уверено в том, что частных автопредприятий в Архангельске максимум три-пять. Об этих же цифрах говорил мэр Донской в свою предвыборную кампанию. Донской заявлял о необходимости работы на территории города трех-пяти крупных перевозчиков, чтобы деятельность их могла контролироваться. "Муниципалитет должен контролировать примерно половину общественного транспорта в городе. Это позволит обеспечить здоровую конкуренцию, безопасность и качество пассажирских перевозок", - рассказывал мэр студентам ПГУ на встрече в марте 2005 года.

В результате же число част-ных автопредприятий возросло более чем в десять раз!

При этом подавляющее большинство законных перевозчиков (42 маршрута, всего (вместе с "нелегалами") - 51) - 73 процента - это мелкие перевозчики (предприятия, которые содержат до десяти автобусов). Муниципальный транспорт занимает всего семь процентов доли рынка пассажирских услуг.

УЯЗВИМО

Более 18 процентов маршрутов и свыше 20 процентов автобусов в областном цент-ре работают вне зависимости от требований транспортного законодательства. Частники не отвечают перед пассажирами по вопросам безопасности и надежности. Усиление конкуренции перевозчиков способствует "гонкам" на автобусах и заторам на остановках. Снижаются профессиональные требования к водителям и кондукторам. Нынешний общественный транспорт не приспособлен к перевозке инвалидных и детских колясок.

Трудно припомнить, когда вообще в последний раз женщины заходили в ПАЗики с колясками, и ведь это не значит, что они перестали ездить с детьми, просто теперь они вынуждены добираться пешком. Пенсионеры и ветераны стыдливо заглядывают в автобусы, спрашивают, повезут ли по талонам? А ведь обещал же мэр возить ветеранов бесплатно, и не на "сельских" автобусах, а на муниципальных троллейбусах, в том числе по Троицкому.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

А дальше будет примерно так: в конце этой недели или в начале следующей новый тариф будет принят. По прог-нозам, он все-таки увеличится. Администрация настаивает на том, чтобы это было поэтапное (не сразу на 35 процентов) и дифференцированное (ночные и дневные перевозки, короткие и длинные маршруты) повышение. Речь идет об увеличении до 9, максимум 11 рублей, в зависимости от маршрута. Прогнозируют, если губернатор сейчас встанет в позу и не подпишет новый тариф, частники попросту отменят некоторые маршруты и перестанут возить льготников (хотя их проезд оплачивает бюджет, и все угрозы перевозчиков по этому поводу чистой воды лукавство).

В очередной раз в админист-рации пришли к выводу, основная и главная причина повышения тарифа - полное отсутствие схемы управления транспортом со стороны городских властей. Мэру в свое время невдомек было грамотно организовать работу подконтрольного ему бизнеса. Что стоило дать одному перевозчику один так называемый "выгодный" маршрут и один "невыгодный" (в смысле дальний, о котором перевозчики сейчас хором кричат, что он не рентабельный, потому повышают тариф)? Сегодня все убыточные маршруты (на Маймаксу, Цигломень и т.д.) принадлежат одному перевозчику, в итоге имеем то, что имеем.

***

А имеем что? Загнанных в угол горожан и обнаглевших в условиях отсутствия конкуренции в лице муниципального транспорта частных перевозчиков. Они хотят обновлять автобусный парк, закупать запчасти, говорят, даже десятирублевая стоимость, не говоря о сегодняшней восьмирублевой, не окупает себестоимость перевозок. Как заметил один из депутатов на совещании: "А вы продайте свой убыточный бизнес". Не продадут, потому что не убыточный. На одной только рекламе в транспорте сколько зарабатывают! Выборочно представленные графики движения отдельно взятого предпринимателя, работающего на маршрутах N3 и N33, выполняющего менее 1/3 объема перевозок на данных маршрутах (10 графиков из 34), представили наихудшую картину рентабельности бизнеса. Заявляемые 300-400 тысяч рублей убытков в месяц для мелкого перевозчика (10 автобусов) на протяжении длительного времени (повышение тарифов произведено год назад) привело бы к разорению и уходу с рынка (3,5 млн. убытка в год). Тем не менее, по факту, конкуренция не ослабела. Покинувших рынок автоперевозок из-за тарифа 8 рублей нет. Предприниматель, о котором идет речь, осуществляет перевозки при действующем тарифе.



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя