Пресса Архангельской области
 



Северный комсомолец
6 апреля 2007 (11)
Светлана ПОПОВА.

"Колхоз жив. И будет жить!"

В позапрошлом номере мы опубликовали письмо под заголовком "Зачем ловить рыбу, если можно продать квоту?!" В нем шла речь о том, что год назад сменилось руководство колхоза "Освобождение", но практически ничего не поменялось. Колхоз продает квоты, суда стоят у причала. На днях из Койды в Архангельск приехал директор колхоза "Освобождение" Сергей Тучин, который категорически не согласен с этим утверждением. Мы предложили ему высказать свою точку зрения на то, как обстоят дела в колхозе.

- Сергей Викторович, складывается впечатление, что Мезенский район - одно из самых бедственных мест на земле. Люди пишут открытые письма, жалуются во все инстанции. Хотя, кажется, имея такие ресурсы и возможности, район должен жить и радоваться. Вот и о вашем колхозе говорят, что проблем очень много.

- Да, в прошлом году у колхоза на самом деле было 28 миллионов рублей долга. Конечно, проблем множество, думали о выживании, а не о развитии. Но за год нам удалось эти долги погасить, более того, мы получили неплохую прибыль. Зарплату выплачиваем вовремя, а с первого января мы ее подняли на пятнадцать процентов, люди также получат тринадцатую и четырнадцатую зарплаты. Приобрели новый холодильник, отремонтировали всю технику, находящуюся в гараже, закупили для колхозников продукты питания, свежемороженую рыбу, бензин. Кстати, во всех этих делах активно участвовали сами колхозники. Огромное им спасибо!

- За счет чего колхоз за год сделал такой рывок?

- Дело в том, что год назад Москва приняла решение расширить границы прибрежного лова. Колхоз имеет два вида квот - океа-ническую и прибрежную. Океаническая - около 500 тонн, прибрежная чуть больше двух тысяч. Раньше прибрежную квоту мы могли осваивать только в 12-мильной зоне. А там по сути вылова нет. И квота эта никому не была нужна. Теперь прибрежную зону расширили до 200 миль. Это резко поменяло дело. Я приехал на наш "кормовик", рыбопромысловое судно "Койду", который находится в Мурманске, поменял капитана, набрали новую команду. И решили - давайте поработаем так, чтобы в наш колхоз поверили! Квоту освоили досрочно, рыбаки остались довольны работой и зарплатой.

- А как они получают зар-плату? От выработки?

- Они получают 15 процентов от вылова - это колоссальная сумма.

- Говорят, что к тому же рыбаки зарабатывают браконьерством...

- Да, может, было раньше. Поверьте, теперь об этом и речи нет. С одной стороны очень ужесточилась морская охрана - могут даже внезапно прилететь на вертолете. Если найдут на борту неучтенную рыбу, у колхоза возникнут огромные неприятности. Зачем рисковать, если реально и законно можно получить очень хорошие деньги? И это мы доказали, выловив квоту, которая находилась в нашем пользовании.

- Давайте вернемся к квотам. Как вы их получаете?

- Квоты распределяет Моск-ва. В 2003 году наш колхоз в общей сложности получил квоту 2700 тонн рыбы для вылова в год. Эта доля закреплена за колхозом на пять лет. 500 тонн, как я уже сказал, это океаническая квота. Рыбу, выловленную по этой квоте, мы можем продать кому угодно - кто даст самую высокую цену. Прибрежная, а это две тысячи тонн, идет обязательно в порты России.

- И все же квоты продаются?

- Нет такого понятия "продать"! Можно заключить договор. После Нового года я собрал правление колхоза и сказал, что к нам за помощью обратились соседи из колхоза "Прилив". Чтобы их судно могло выйти в море, надо 1000 тонн квоты, у них не хватает 400 тонн. Все единогласно проголосовали за то, чтобы помочь - кто знает, может, и нам понадобится помощь? Остальная квота будет освоена собственными силами.

- А почему ваши суда сейчас стоят, а не работают?

- "Койда" стояла январь и февраль, выпускать ее в это время в море - себе в убыток, ведь шторма, погода была неустойчивая. Но "Койда" стояла не у "стенки" - мы делали фабрику под евростандарт, а на это тоже необходимы время и финансы. Сейчас судно готово, и с 23 марта вышло в море. Моряки устали от береговой жизни и все с большим энтузиазмом рвутся в море - лишь бы повезло с рыбалкой. Транспортное судно "Улброка" отремонтировано. На ремонт потратили около трех с половиной миллионов рублей, но оно востребовано только в весенне-летнее время. "Майда" - это судно прибрежного рыболовства, оно с января на промысле, результаты у него неплохие, несмотря на погодные условия.

- А ваше основное судно "Койда" в этом году загружено?

- Оно полностью загружено, лишь бы была рыбалка, квоты предостаточно. Были опасения, что Москва может "кормовики" снять с прибрежного лова. Во всяком случае, такая идея носилась. Тогда ловить рыбу было бы нечем. Конечно, это коснулось бы не только нашего колхоза, а всех.

- Да, логика у Москвы интересная. Сначала расширить зону прибрежного лова до 200 миль, а потом запретить туда заходить тем судам, которые там могут работать. То есть забрать "удочку".

- Но вот пришло известие, что эта проблема разрешилась удачно для всех нас, здравый смысл восторжествовал, значит, с уверенностью можно сказать, что у колхоза хорошие перспективы.

- А почему вы не участвовали в зверобойном промысле?

- Зверобойка - это риск. Необходимы капиталовложения. Сначала надо купить 120-150 тонн керосина, для этого необходимо около трех миллионов рублей, потом завезти сто тонн соли. Арендовать вертолеты, час работы одного стоит около 40 тысяч, это еще пять миллионов. У нас таких денег не было. И нам к тому же необходимо было решать другие задачи. Поэтому наш колхоз заключил договор с колхозом "Белое море". Мы предоставили им все свои цеха, сдали в аренду вольеры. Рассчитывали получить прибыль, но из-за погодных условий зверь от села Койды находится очень далеко, и зверобойный промысел в этом году не состоялся. В результате никто - ни Архангельский авиотряд, ни колхоз "Белое море", а главное жители села, не получили денег. Если сложится благоприятная обстановка, то колхоз "Освобождение" в следующем году будет проводить зверобойный промысел самостоятельно.

- Сейчас вы в будущее своего колхоза верите?

- Колхоз жив и будет жить!

Беседовала Светлана ПОПОВА.



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя