|
Северный комсомолец
25 мая 2007 (18)
Александр ПЕРЕПЕЛКИН
"Пусть другие опасаются, а мы все-таки рискнем"
Вместе с экипажем буксира "Владимир Нечаев" наш корреспондент отправился в
верховья Пинеги: год назад река взяла в плен два плота, которые так нужны
лесоперерабатывающим комбинатам в Архангельске...
Навигация на Пинеге не в пример короче двинской. Неделя - полторы после ледохода
- и вот уже могучий весенний поток с хлопьями рыжей пены сужается и сбавляет
скорость. Река, "выдохнув" зимние запасы, входит в летнее русло, и к середине
июня катер все чаще чиркает днищем по песчаным отмелям. Но пока Пинега, как
говорят сплавщики, "держит съемные горизонты", спать некогда - причем буквально!
За три дня командировки в верховья реки мне удалось подремать от силы часов
пять. "Успевай - поворачивайся!" - говорят пинежане об этом недолгом времени,
когда река позволяет забрать с плотбищ лес, еще зимой собранный в пучки и
подготовленный к сплаву.
"КАК ВОДА?"
Сразу после того, как прорвало ледовый затор у Верколы и схлынула ледовая каша,
вверх по Пинеге двинулись буксиры сплавного предприятия "Норд - Вуд". Как сказал
мне директор и владелец компании Александр Батраков, "у нас там одно дело
недоделано". "Дело" - это два плота в районе поселка Северного, еще позапрошлой
зимой сформированные работниками ООО "Мамонихалес" - дочернего лес-промхоза
Соломбальского целлюлозно-бумажного комбината. В "сухом" мае 2006-го "Норд -
Вуд" - давний партнер СЦБК - единственный отозвался на просьбу комбината и
отважился на поход за плотами. Подошли к Северному - пучки едва ли не на берегу
лежат. Снять их с плотбища не удалось.
- Мы приложили усилия, сделали, что могли, - говорит Батраков. - Но, конечно,
осталось неприятное чувство: дело-то не сделали. Значит, нужно завершать
начатое. Да, навигация прошлого года всех напугала, и многие судоходные компании
теперь без воодушевления заходят на Пинегу. Опасность есть, конечно, но меня
она, скорее, подогревает: пусть другие опасаются, а мы все-таки рискнем.
По такому случаю Александр Батраков решил принять личное участие в "экспедиции"
и прибыл на борт буксира "Владимир Нечаев". Журналиста, то есть меня, речники
взяли, но с уговором: экипажу не мешать и расспросами не надоедать. На борту
оказались лишь в третьем часу ночи, предварительно вымотав душу многочасовой
тряской по приречным грунтовкам.
"Как вода?" - вопрос, который в это время волнует всех. Сергей Родионов,
заместитель директора "Мамонихалес", при любой возможности связывается с
водомерными постами и ведет свой "мониторинг" ситуации. Из Согры (верховья)
сообщают о небольшом подъеме, в Северном (чуть ниже) вода почему-то "стоит", в
расположенной ниже Суре уровень медленно ползет вверх. Впрочем, данные с мест
могут быть и ошибочными, если учесть довольно кустарные способы замера. Но все
же ясно главное: уровни на полтора метра выше прошлогодних, и каждый сантиметр
"плюсом" прибавляет уверенности. Впрочем, слишком смелые прогнозы до поры никто
не строит. Во всяком случае - вслух.
В уютной рубке вкусно пахло кофе, а "Нечаев", преодолевая мощь встречного
течения, уверенно шел вверх по Пинеге. К местам, где мобильник можно надолго
отключать за ненадобностью, где лишь изредка на поворотах реки зияют провалами
окон пустые избушки, а на берегах в середине мая еще белеет снег. Сиреневая
ночь, бездорожье и безлюдье. Застыли, засмотревшись в воду, черные ели, и только
река все спешит и спешит, прокладывая себе дорогу в глухой и сонной таежной
вечности...
РЕКА - ТЕКУЧИЙ ФАКТОР РИСКА
За Северным уже год дожидаются своего часа десять тысяч кубометров древесины в
двух плотах. В пиловочном собраны бревна получше и подороже, годные к
распиловке, в балансовом - вершинки и тонкие деревца, их переработают в щепу и
подадут в варочные котлы Соломбальского ЦБК. В прошлом году, по официальным
данным, в Архангельской области на берегах рек остался миллион кубометров
древесины. Так что, с точки зрения статистики, эти неосвоенные десять тысяч,
конечно, капля в море. Но для получателей продукции, комбинатов, эти недостающие
"капли" в сумме и создают хронический дефицит сырья. А для работников
леспромхозов осушенные плоты означают сорванные планы поставок и как следствие -
недополученные зарплаты.
На прошедшей недавно конференции профсоюзов работников лесной отрасли, а чуть
раньше и на региональном лесном форуме говорили о том, что многие леспромхозы
так и не смогли оправиться от "сухой" навигации 2006-го. В итоге - всплеск
объявлений о банкротствах. "Мамонихалес", опираясь на Соломбальский ЦБК,
трудности пережила, хотя и не безболезненно. А вот Сосновскому леспромхозу,
который как раз через реку от Мамонихи, сил не хватило. В итоге - долги, внешнее
управление... Его судьба - случай не единичный.
И тут уж поневоле задумаешься о факторах риска и о том, как их снизить или
избежать. А как избежишь? Отсутствие проезжих дорог, забытая практика
дноуглубления превращают в лотерею заготовки леса в глухих массивах на стыке
Пинежского и Верхнетоемского районов. Лесозаготовители, не желая рисковать,
жмутся к железной дороге, которая выручит, если река вдруг "покажет характер".
Например, часть продукции, заготовляемой "Мамонихой" ниже по течению Пинеги,
активно вывозят в Карпогоры "КАМАЗами" и оттуда поездами отправляют на СЦБК и
СЛДК. Но можно представить себе, во сколько раз увеличивается ее себестоимость,
по сравнению со сплавом: от Мамонихи до райцентра - более полутораста
километров, и не по асфальту!
"ТАЕЖНЫЙ ТУПИК": ПИНЕЖСКАЯ ВЕРСИЯ
Когда к обеду следующего дня мы проплывали мимо Северного, местные жители
приветливо махали нам с берега, а кое-кто даже фотографировал "Нечаева" на
память. Появление обычного буксира здесь - редкое событие. Стоять на палубе и
смотреть на это было грустно и как-то неловко. Вот мы плывем себе мимо, а на
берегу остается чья-то повседневная, небогатая на радости жизнь...
Порой кажется, что за рассуждениями о разнообразных кодексах, развитии сети
лесных дорог и взаимодействии власти и бизнеса в освоении лесных ресурсов мы
как-то позабыли о самой жизни людей из далеких лесных поселков. Эвфемизм
"неразвитая транспортная сеть" применительно к тому же Северному означает, что
добраться до него летом можно лишь по воде, да и то на моторке. А если сильно
повезет с попуткой, придется наматывать сотню километров по ухабистой дороге на
"Урале" или вездеходе.
Но еще хуже дела обстоят в бывшем леспромхозовском поселке Осяткино, да и во
всех деревнях, обступивших речку Выю - приток Пинеги. Вот где настоящая глушь!
Окуловская, Хорнема, Чудиново - названия, которых в администрации области, бьюсь
об заклад, и не слышали. Но здесь живут сотни человек, многие из которых каждый
день под честное слово берут в магазине еду и выпивку и завидуют тем, кому
государство платит пособия и пенсии. Завезти сюда стройматериалы, вылечить
разболевшийся зуб, получить из райцентра нужную справку - проблема. Кажется,
даже родиться или умереть здесь - значит, создать для окружающих
трудноразрешимую проблему. Бывшие поселки лесозаготовителей зависают в
безвременье, безденежье и безнадежности. Этакие поселения-призраки. Кто- то о
них слышал, да мало кто видел своими глазами.
Похоже, что сегодня все перспективы для таких "таежных тупиков" сводятся к
ответу на один вопрос - придут ли сюда устойчивые, платежеспособные
лесоперерабатывающие холдинги? Крепкий леспромхоз здесь - и работодатель, и ЖКХ,
а порой и собес. Взять ту же Мамониху - далеко не курорт, но жить в ней куда
веселее, чем в Северном. Вот только прежде, чем этот поселок стал базой
лесозаготовок, Соломбальскому ЦБК пришлось инвестировать миллионы рублей и
построить в окрестностях километры дорог. Но у бизнеса свои цели и сценарии, и
брать на себя функции государства ему чревато последствиями. А тем временем
государство, декларируя борьбу с безработицей и демографическим кризисом, никак
не решит, что же ему делать со вполне трудо-способным населением таких вот
"таежных тупиков".
ДЕРЕВЯННАЯ "СОРОКОНОЖКА"
Пять месяцев команда буксира вкалывает, чтобы потом всю зиму иметь возможность
заниматься ремонтами, не отвлекаясь на приработки, и при этом регулярно
приносить домой деньги. В навигацию все работают на износ. А сколько во время
вахт выпивается кофе и выкуривается сигарет, знают, наверное, только сами члены
экипажа. Ну, а река всегда готова устроить испытание на прочность. Как пел
Визбор: "Такая работа - то лед, то вода...".
Многометровые, вытянутые в длину плоты стояли в двух километрах за Северным. За
год бревна потемнели от дождя, снега и солнца. К нашему прибытию бригада рабочих
уже начала готовить пиловочный плот к снятию с залитого водой плотбища. В то
время, как один буксир при помощи троса "впрягается" в голову плота и пытается
вывести ее на середину реки, на стремнину, второй старается сдвинуть с места его
"хвост". Пучки бревен тычутся друг в друга, как испуганные овцы. Плот изгибается
буквой "С" и... остается на месте. Попытка за попыткой не приводят ни к чему:
что-то "держит" плот на дне. Как потом объяснил мне Сергей Родионов, плоты
тщательно готовили к навигации, но один из пучков, вероятно, зимой крепко
примерз к грунту. Весной на плотбище хлынула вода, а он так и не успел оттаять.
Рация хрипит, разнося в эфире лексику отменной крепости. Плот, однако, держится
еще крепче. Накрапывает. Буксиры переходят с места на место, подталкивают и
раскачивают плот, поднимая волны. Напряженные, нервные минуты складываются в
часы. Наконец, стратегия выработана: два буксира впрягаются парой, на манер
лошадей. Аккуратный задний ход, затем - полный вперед! Рывок, еще рывок - и
деревянная громадина с неожиданной стремительностью начинает удаляться от
берега. В этом месте в голливудских фильмах все начали бы аплодировать. Но у нас
все было обыденно: один буксир сразу встал в "голову" плота в качестве тягача,
второй споро пристроился сзади, его задача - корректировать движения "хвоста".
Словно и не было этих нервных трех часов. Зато теперь на плот, покорно идущий
следом за буксиром, из рубки можно смотреть бесконечно. Вид его в обрамлении
ночного тумана способен загипнотизировать.
- Эта конструкция плота почти идеально отвечает условиям Пинеги, - рассказывает
Сергей Родионов. - Этот экспериментальный проект разработали специалисты АГТУ по
заказу Соломбальского ЦБК и вместе с нашими специалистами. В результате
получилась такая деревянная "сороконожка", которая хорошо изгибается и
вписывается во все повороты.
Только лоция, с которой то и дело сверяется капитан, знает, сколько излучин
приготовила Пинега "Владимиру Нечаеву" и сколько раз придется изогнуться плоту
на крутых поворотах, прежде чем он достигнет просторной Северной Двины. И там
уже он не будет казаться таким внушительным, как здесь, на Пинеге, зажатый между
двух берегов: на большой реке не редкость плоты, которые больше в три-пять раз.
А уж на рейдах Соломбальского ЦБК пять тысяч "кубов" балансов и вовсе
растворятся в потоках поступающей древесины. Даже обидно: столько труда вложено
в эти пять тысяч - а ведь их едва хватит на два-три дня работы предприятия!
...Утром следующего дня, когда плоты уже подходили к Мамонихе, по рации сообщили
новость: в верховьях вода медленно, но верно пошла на убыль. Но мы все успели:
буксиры, пусть и с опозданием на целый год, все же "поймали волну" и уверенно
вели плоты вниз по Пинеге.
До конца прошлой недели я следил за передвижением буксиров уже из Архангельска.
С Пинеги каждый день поступали короткие сообщения: "Прошли Карпогоры"... "Прошли
пос. Белогорский"... "Вышли в Северную Двину"... Материал был написан, но отдавать
его в печать я не решался: как видно, общение со славщиками и работниками
леспромхоза добавило мне суеверности. И только в минувшую субботу, наконец,
пришла еще одна SMS-ка, последняя: "Плоты благополучно прибыли на Соломбальский
ЦБК..."
| |