Пресса Архангельской области
 



Северный комсомолец
25 мая 2007 (18)
Александр ПЕРЕПЕЛКИН

"Пусть другие опасаются, а мы все-таки рискнем"

Вместе с экипажем буксира "Владимир Нечаев" наш корреспондент отправился в верховья Пинеги: год назад река взяла в плен два плота, которые так нужны лесоперерабатывающим комбинатам в Архангельске...

Навигация на Пинеге не в пример короче двинской. Неделя - полторы после ледохода - и вот уже могучий весенний поток с хлопьями рыжей пены сужается и сбавляет скорость. Река, "выдохнув" зимние запасы, входит в летнее русло, и к середине июня катер все чаще чиркает днищем по песчаным отмелям. Но пока Пинега, как говорят сплавщики, "держит съемные горизонты", спать некогда - причем буквально! За три дня командировки в верховья реки мне удалось подремать от силы часов пять. "Успевай - поворачивайся!" - говорят пинежане об этом недолгом времени, когда река позволяет забрать с плотбищ лес, еще зимой собранный в пучки и подготовленный к сплаву.

"КАК ВОДА?"

Сразу после того, как прорвало ледовый затор у Верколы и схлынула ледовая каша, вверх по Пинеге двинулись буксиры сплавного предприятия "Норд - Вуд". Как сказал мне директор и владелец компании Александр Батраков, "у нас там одно дело недоделано". "Дело" - это два плота в районе поселка Северного, еще позапрошлой зимой сформированные работниками ООО "Мамонихалес" - дочернего лес-промхоза Соломбальского целлюлозно-бумажного комбината. В "сухом" мае 2006-го "Норд - Вуд" - давний партнер СЦБК - единственный отозвался на просьбу комбината и отважился на поход за плотами. Подошли к Северному - пучки едва ли не на берегу лежат. Снять их с плотбища не удалось.

- Мы приложили усилия, сделали, что могли, - говорит Батраков. - Но, конечно, осталось неприятное чувство: дело-то не сделали. Значит, нужно завершать начатое. Да, навигация прошлого года всех напугала, и многие судоходные компании теперь без воодушевления заходят на Пинегу. Опасность есть, конечно, но меня она, скорее, подогревает: пусть другие опасаются, а мы все-таки рискнем.

По такому случаю Александр Батраков решил принять личное участие в "экспедиции" и прибыл на борт буксира "Владимир Нечаев". Журналиста, то есть меня, речники взяли, но с уговором: экипажу не мешать и расспросами не надоедать. На борту оказались лишь в третьем часу ночи, предварительно вымотав душу многочасовой тряской по приречным грунтовкам.

"Как вода?" - вопрос, который в это время волнует всех. Сергей Родионов, заместитель директора "Мамонихалес", при любой возможности связывается с водомерными постами и ведет свой "мониторинг" ситуации. Из Согры (верховья) сообщают о небольшом подъеме, в Северном (чуть ниже) вода почему-то "стоит", в расположенной ниже Суре уровень медленно ползет вверх. Впрочем, данные с мест могут быть и ошибочными, если учесть довольно кустарные способы замера. Но все же ясно главное: уровни на полтора метра выше прошлогодних, и каждый сантиметр "плюсом" прибавляет уверенности. Впрочем, слишком смелые прогнозы до поры никто не строит. Во всяком случае - вслух.

В уютной рубке вкусно пахло кофе, а "Нечаев", преодолевая мощь встречного течения, уверенно шел вверх по Пинеге. К местам, где мобильник можно надолго отключать за ненадобностью, где лишь изредка на поворотах реки зияют провалами окон пустые избушки, а на берегах в середине мая еще белеет снег. Сиреневая ночь, бездорожье и безлюдье. Застыли, засмотревшись в воду, черные ели, и только река все спешит и спешит, прокладывая себе дорогу в глухой и сонной таежной вечности...

РЕКА - ТЕКУЧИЙ ФАКТОР РИСКА

За Северным уже год дожидаются своего часа десять тысяч кубометров древесины в двух плотах. В пиловочном собраны бревна получше и подороже, годные к распиловке, в балансовом - вершинки и тонкие деревца, их переработают в щепу и подадут в варочные котлы Соломбальского ЦБК. В прошлом году, по официальным данным, в Архангельской области на берегах рек остался миллион кубометров древесины. Так что, с точки зрения статистики, эти неосвоенные десять тысяч, конечно, капля в море. Но для получателей продукции, комбинатов, эти недостающие "капли" в сумме и создают хронический дефицит сырья. А для работников леспромхозов осушенные плоты означают сорванные планы поставок и как следствие - недополученные зарплаты.

На прошедшей недавно конференции профсоюзов работников лесной отрасли, а чуть раньше и на региональном лесном форуме говорили о том, что многие леспромхозы так и не смогли оправиться от "сухой" навигации 2006-го. В итоге - всплеск объявлений о банкротствах. "Мамонихалес", опираясь на Соломбальский ЦБК, трудности пережила, хотя и не безболезненно. А вот Сосновскому леспромхозу, который как раз через реку от Мамонихи, сил не хватило. В итоге - долги, внешнее управление... Его судьба - случай не единичный.

И тут уж поневоле задумаешься о факторах риска и о том, как их снизить или избежать. А как избежишь? Отсутствие проезжих дорог, забытая практика дноуглубления превращают в лотерею заготовки леса в глухих массивах на стыке Пинежского и Верхнетоемского районов. Лесозаготовители, не желая рисковать, жмутся к железной дороге, которая выручит, если река вдруг "покажет характер". Например, часть продукции, заготовляемой "Мамонихой" ниже по течению Пинеги, активно вывозят в Карпогоры "КАМАЗами" и оттуда поездами отправляют на СЦБК и СЛДК. Но можно представить себе, во сколько раз увеличивается ее себестоимость, по сравнению со сплавом: от Мамонихи до райцентра - более полутораста километров, и не по асфальту!

"ТАЕЖНЫЙ ТУПИК": ПИНЕЖСКАЯ ВЕРСИЯ

Когда к обеду следующего дня мы проплывали мимо Северного, местные жители приветливо махали нам с берега, а кое-кто даже фотографировал "Нечаева" на память. Появление обычного буксира здесь - редкое событие. Стоять на палубе и смотреть на это было грустно и как-то неловко. Вот мы плывем себе мимо, а на берегу остается чья-то повседневная, небогатая на радости жизнь...

Порой кажется, что за рассуждениями о разнообразных кодексах, развитии сети лесных дорог и взаимодействии власти и бизнеса в освоении лесных ресурсов мы как-то позабыли о самой жизни людей из далеких лесных поселков. Эвфемизм "неразвитая транспортная сеть" применительно к тому же Северному означает, что добраться до него летом можно лишь по воде, да и то на моторке. А если сильно повезет с попуткой, придется наматывать сотню километров по ухабистой дороге на "Урале" или вездеходе.

Но еще хуже дела обстоят в бывшем леспромхозовском поселке Осяткино, да и во всех деревнях, обступивших речку Выю - приток Пинеги. Вот где настоящая глушь! Окуловская, Хорнема, Чудиново - названия, которых в администрации области, бьюсь об заклад, и не слышали. Но здесь живут сотни человек, многие из которых каждый день под честное слово берут в магазине еду и выпивку и завидуют тем, кому государство платит пособия и пенсии. Завезти сюда стройматериалы, вылечить разболевшийся зуб, получить из райцентра нужную справку - проблема. Кажется, даже родиться или умереть здесь - значит, создать для окружающих трудноразрешимую проблему. Бывшие поселки лесозаготовителей зависают в безвременье, безденежье и безнадежности. Этакие поселения-призраки. Кто- то о них слышал, да мало кто видел своими глазами.

Похоже, что сегодня все перспективы для таких "таежных тупиков" сводятся к ответу на один вопрос - придут ли сюда устойчивые, платежеспособные лесоперерабатывающие холдинги? Крепкий леспромхоз здесь - и работодатель, и ЖКХ, а порой и собес. Взять ту же Мамониху - далеко не курорт, но жить в ней куда веселее, чем в Северном. Вот только прежде, чем этот поселок стал базой лесозаготовок, Соломбальскому ЦБК пришлось инвестировать миллионы рублей и построить в окрестностях километры дорог. Но у бизнеса свои цели и сценарии, и брать на себя функции государства ему чревато последствиями. А тем временем государство, декларируя борьбу с безработицей и демографическим кризисом, никак не решит, что же ему делать со вполне трудо-способным населением таких вот "таежных тупиков".

ДЕРЕВЯННАЯ "СОРОКОНОЖКА"

Пять месяцев команда буксира вкалывает, чтобы потом всю зиму иметь возможность заниматься ремонтами, не отвлекаясь на приработки, и при этом регулярно приносить домой деньги. В навигацию все работают на износ. А сколько во время вахт выпивается кофе и выкуривается сигарет, знают, наверное, только сами члены экипажа. Ну, а река всегда готова устроить испытание на прочность. Как пел Визбор: "Такая работа - то лед, то вода...".

Многометровые, вытянутые в длину плоты стояли в двух километрах за Северным. За год бревна потемнели от дождя, снега и солнца. К нашему прибытию бригада рабочих уже начала готовить пиловочный плот к снятию с залитого водой плотбища. В то время, как один буксир при помощи троса "впрягается" в голову плота и пытается вывести ее на середину реки, на стремнину, второй старается сдвинуть с места его "хвост". Пучки бревен тычутся друг в друга, как испуганные овцы. Плот изгибается буквой "С" и... остается на месте. Попытка за попыткой не приводят ни к чему: что-то "держит" плот на дне. Как потом объяснил мне Сергей Родионов, плоты тщательно готовили к навигации, но один из пучков, вероятно, зимой крепко примерз к грунту. Весной на плотбище хлынула вода, а он так и не успел оттаять.

Рация хрипит, разнося в эфире лексику отменной крепости. Плот, однако, держится еще крепче. Накрапывает. Буксиры переходят с места на место, подталкивают и раскачивают плот, поднимая волны. Напряженные, нервные минуты складываются в часы. Наконец, стратегия выработана: два буксира впрягаются парой, на манер лошадей. Аккуратный задний ход, затем - полный вперед! Рывок, еще рывок - и деревянная громадина с неожиданной стремительностью начинает удаляться от берега. В этом месте в голливудских фильмах все начали бы аплодировать. Но у нас все было обыденно: один буксир сразу встал в "голову" плота в качестве тягача, второй споро пристроился сзади, его задача - корректировать движения "хвоста". Словно и не было этих нервных трех часов. Зато теперь на плот, покорно идущий следом за буксиром, из рубки можно смотреть бесконечно. Вид его в обрамлении ночного тумана способен загипнотизировать.

- Эта конструкция плота почти идеально отвечает условиям Пинеги, - рассказывает Сергей Родионов. - Этот экспериментальный проект разработали специалисты АГТУ по заказу Соломбальского ЦБК и вместе с нашими специалистами. В результате получилась такая деревянная "сороконожка", которая хорошо изгибается и вписывается во все повороты.

Только лоция, с которой то и дело сверяется капитан, знает, сколько излучин приготовила Пинега "Владимиру Нечаеву" и сколько раз придется изогнуться плоту на крутых поворотах, прежде чем он достигнет просторной Северной Двины. И там уже он не будет казаться таким внушительным, как здесь, на Пинеге, зажатый между двух берегов: на большой реке не редкость плоты, которые больше в три-пять раз. А уж на рейдах Соломбальского ЦБК пять тысяч "кубов" балансов и вовсе растворятся в потоках поступающей древесины. Даже обидно: столько труда вложено в эти пять тысяч - а ведь их едва хватит на два-три дня работы предприятия!

...Утром следующего дня, когда плоты уже подходили к Мамонихе, по рации сообщили новость: в верховьях вода медленно, но верно пошла на убыль. Но мы все успели: буксиры, пусть и с опозданием на целый год, все же "поймали волну" и уверенно вели плоты вниз по Пинеге.

До конца прошлой недели я следил за передвижением буксиров уже из Архангельска. С Пинеги каждый день поступали короткие сообщения: "Прошли Карпогоры"... "Прошли пос. Белогорский"... "Вышли в Северную Двину"... Материал был написан, но отдавать его в печать я не решался: как видно, общение со славщиками и работниками леспромхоза добавило мне суеверности. И только в минувшую субботу, наконец, пришла еще одна SMS-ка, последняя: "Плоты благополучно прибыли на Соломбальский ЦБК..."



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя