Северный комсомолец
27 июля 2007 (29)
Светлана ГАВРИЛОВА.
"Громоотвод" мощностью четыре лошадиных силы
У новодвинца Алексея Дерябина в квартире стоит мотороллер "Вятка 150" 1958 года
выпуска. На сидении мотороллера шлем - такой был на Моргунове в "Кавказской
пленнице" - и сетка-авоська висит на руле. Алексей на "Вятке" не ездит, просто
нет прав, да и не для езды он покупал этого "дедушку". Дерябин старую технику -
нет, не коллекционирует, себя он коллекционером не считает - собирает, уважает.
Она - для души. Громоотвод.
- Такие мотороллеры начали выпускать в Кирове в 1957 году, - показывает Алексей.
- "Вятка 150" - преемник итальянской "Веспы". Но у "Веспы" фары были квадратные.
А у "Вятки" фары сделали круглые, то есть чисто для наших русских условий. У нас
же квадратных фар не выпускали, первые квадратные появились только на
"Москвичах". То есть где-то в 80-х годах...
История знакомства мотороллера и Алексея давняя. Дерябин впервые увидел его лет
пятнадцать-двадцать назад в гараже своего товарища. Долго-долго уговаривал
продать, столь же долго товарищ не поддавался... Потом - "всех тонкостей
рассказывать не буду, но вот он у меня очутился". Состояние у мотороллера
оказалось вполне приемлемое. Немножко подкрасить, подреставрировать - и все.
Когда эту технику попробовали завести через пятнадцать лет простоя - она
завелась. На старом бензине, которого остался полный бак.
Считается, что это был такой городской мотоцикл для населения с небольшим
доходом - то есть для тех, кто не может позволить себе автомобиль. Лично мне в
нем особенно понравились две детали. Во-первых, щитки спереди - то есть можно
было хоть даме в не последнем платье за руль садиться, хоть мужчине в деловом
костюме. И не бояться, что грязью забрызгает. И, во-вторых, крючки под сиденьем
и рулем. Оказалось - для авосек...
Мощность мотороллера - четыре лошадиных силы, объем двигателя 150 "кубиков". То
есть максимальная скорость у него была километров 50-60, больше не выжать. По
тем временам - самая подходящая. Но все равно - ни по каким нормам без прав на
нем ездить нельзя. Прав у Алексея нет, но он и не торопится - всему, говорит,
свое время. А старый мотороллер и дома хорош. В качестве интерьера.
Еще один раритет стоит у Дерябина в гараже в разобранном виде. Это ВАЗ-67б 1953
года выпуска, из последних. Машине нужна основательная реставрация, но пока
времени на нее не хватает, да и финансовая сторона вопроса, как говорит Алексей,
тяготит. Но затраты, похоже, того стоят:
- ВАЗ-67б мне интересен тем, что это военная техника. Есть желание когда-нибудь
на нем, именно на нем, выехать на 9 мая. То есть не просто выехать, а при форме,
при автомате - есть у моего товарища макет соответствующего автомата. Ради
ветеранов хочется это сделать, чтобы бальзам им на душу положить!
Машину притащили из -Устьян в декабре 2005 года. Когда Алексей стал в ней
копаться, обнаружил: техника была сконструирована так, что ее легко можно
переделать под праворулевую. Видимо, предполагалось, что она будет работать в
странах с правым рулем.
Алексей в своей привязанности не одинок: говорит, есть в Новодвинске около шести
единиц интересной автомобильной и мотоциклетной техники. По весне коллекционеры
выступали с инициативой организовать музей, вопрос выносился на общественные
слушания. Протокол слушаний есть, пожелания народа в него занесены. И все.
Просто у вопроса нехилая коммерческая цена: место, которое коллекционеры выбрали
под музей, очень нравится местным предпринимателям...
- Коллекционирование машин - дело затратное, - рассуждает Алексей. - И в
материальном плане - даже неблагодарное. Как правило, ездить ты на ней все равно
не будешь...
Я спросила, зачем ему тогда все это.
- А у вас есть дело для души? Это громоотвод такой...
|