|
Северный комсомолец
17 августа 2007 (32)
Егор КИСЕЛЕВ.
Нескучная провинция
Обычно, лето для актеров было особенной порой, когда начинались гастроли. А в
отечественной актерской среде отсутствие опыта работы в разных театрах считалось
едва ли не дурным тоном. "Пока молодой, надо поездить по стране, поискать своего
зрителя, своего режиссера", - наставляли молодое поколение старые провинциальные
актеры. Условия в Советском Союзе для этого были. Вернее, была стабильность -
главное условие для возможности поменять один город на другой. Перестроечные
годы эту норму перечеркнули, провинциальные актеры стали оседлыми, а над словом
"переезд" нависло малоприятное слово "риск".
Тамара Волкова и Андрей Калеев, невзирая ни на какие катаклизмы, на двоих
поменяли десяток театров в разных уголках нашей страны. Андрей Евгеньевич,
задействованный сегодня почти во всех спектаклях Архангельского областного
драматического театра, свой творческий путь начал в Узбекистане. Ташкентский
государственный институт культуры дал ему диплом руководителя самодеятельного
театрального коллектива, а ленсоветовские педагоги - замечательную актерскую и
режиссерскую школу.
В Самарканде, родном городе актера, выпускник режиссерского отделения получил
свою первую роль, а через несколько лет перебрался в Бугуруслан. Переезд в
Шадринск, что в Курганской области, стал знаковым для Андрея Евгеньевича: именно
здесь он познакомился с Тамарой Волковой. Далее свой путь они продолжили вместе.
До приезда в Архангельск были еще Ижевск и Арзамас, поезда, съемные комнаты,
множество знакомств, букеты цветов с любовными признаниями от поклонников,
курьезы и разочарования. Были зрители, такие разные в каждом городе, что Тамара
Ильинична и Андрей Евгеньевич, не задумываясь, назовут отличие одних от других.
Архангельская публика, по мнению актеров, способна очень тонко чувствовать игру,
понимать театр.
- Иногда приезжают известные столичные актеры, - размышляет Андрей Евгеньевич,
- а наши зрители принимают их очень холодно, потому что актеры работают
"вполноги".
- У провинциальных театров на гастролях все наоборот, - включается в беседу
Тамара Ильинична. - Мы не просто театр другой представляем, мы - лицо области.
Иногда, правда, доходит до анекдотических случаев. Несколько лет назад на
фестивале в Москве на афишах по ошибке написали "Астраханский театр". Для
организаторов не было особой разницы. А ведь театр-то у нас неплохой. Нам
нестыдно играть в столице и хочется, чтобы о нас знали.
- Получается, провинциальные театры на гастролях смотрятся выигрышнее, чем
столичные?
- Конечно! - одновременно произносят мои собеседники. - И не только на
гастролях, но и на своих площадках. В той же столице коренные москвичи редко
ходят в театр. Там зритель, в основном, приезжий, который приходит, чтобы
увидеть Хабенского не на экране, а живьем. Что он там играет, неважно, главное,
что он видел живого Хабенского. И многие - не все, конечно, - играют не в полную
силу. А провинциальный актер такого себе позволить не может - свои зрители не
поймут.
- Поменять провинцию на столицу никогда не было желания?
- Сейчас в Москве более пятидесяти театров, и устроиться там при желании можно.
Главная сложность в жилье. Но ведь у провинциального актера больше возможностей!
Посмотрите, репертуарные театры сохранились, в основном, в провинции. К тому же
сидеть в столице и ждать годами, как в свое время Соломин 17 лет ждал своей
роли, нет никакого желания.
- В этом сезоне наш театр на гастроли не едет: говорят, нет денег. Это большая
потеря для вас?
- Очень! Гастроли - это другая обстановка, новый зритель, который нас не знает,
которому нет дела до наших былых заслуг. Это всегда интересно.
Например, в Челябинске театр - визитная карточка города. Куда бы ни ехал
Челябинский тракторный завод представлять свою продукцию, он везет с собой
театр, оркестр, танцоров, чтобы показать не только достижения в технике, но и
уровень культуры! Что там говорить, в Челябинске каждый актер театра получает
дополнительный оклад из фонда губернатора...
- В Архангельске таких бонусов нет?
- Нет. Мы ни разу в театре ни Ефремова, ни Киселева, ни Донского не видели! Во
многих городах России к театру относятся очень бережно. Театр ведь никогда не
сможет сам выживать, он во все времена был дотационным и держался за счет
меценатов, купцов. Не будет поддержки, билеты дороже станут. А ведь даже сейчас
для многих сходить семьей на спектакль - просто подвиг!
- 90-е годы были тяжелыми для всей страны, но зачастую бывает, что, пройдя через
эти испытания, человек ностальгирует по пережитому. У вас нет такого чувства?
- Ностальгия только по поводу гастролей... Нам, наверное, было тяжелее, чем
остальным, поэтому до сих пор иногда удивляемся, как мы смогли выжить в таких
условиях. Спектакли играли за мешок муки, который потом делили между занятыми в
постановке актерами.
90-е годы - это такой провал, когда люди просто не ходили в театр. Иногда на
сцене было больше людей, чем в зрительном зале. Сейчас люди опять идут в театр -
ситуация постепенно выправляется.
- Актеры - люди суеверные, и именно от них мы узнаем о "проклятых" спектаклях.
Вам с таким явлением сталкиваться приходилось?
- Конечно. Мистическое происходит и во время репетиций, и во время спектакля.
Сваливаются на актера болезни, рушатся декорации... Есть "проклятые" спектакли, а
есть "заколдованные". В одном городе во время постановки сказки "Золушка" все
актрисы, надевавшие платье героини, беременели. И первая, и вторая, и третья...
Наконец, ради смеха, хватилась актриса, у которой уже не могло быть детей, то
есть диагноз был поставлен. Она говорит: "Давайте, я попробую". Мы вскоре из
того города уехали, а через год узнаем, что она беременна.
- На сцене происходят не только странные, но и курьезные вещи. Какой самый
большой курьез был в этом сезоне?
- На "Ричарде" была такая ситуация, когда вышла одна королева на сцену, а вторая
не вышла. Они должны были общаться, но в итоге королева осталась в одиночестве.
"Пусть кто-нибудь придет ко мне, - говорит она стихами, а в это время помреж
ищет вторую королеву. - А, может быть, мне коменданта хоть позвать?!" Комендант
уже отыграл свою роль, переодевается и слышит, что его снова зовут на сцену. Он
выбегает и понимает, что ему нечего сказать королеве. Но в итоге все закончилось
благополучно.
- Андрей Евгеньевич, мы вас знаем только в качестве актера. Есть желание
поставить что-нибудь на архангельской сцене?
- Желание реализовать кое-какие идеи есть. Наверное, это можно будет увидеть,
когда откроют театр. Там будет малая сцена, как раз предназначенная для таких
экспериментов.
| |