Северный комсомолец
3 августа 2007 (30)
Асият ГАЛАДЖЯН.
Пассажиры у нас капризные, а проводники - непьющие
Летом особым спросом у северян пользуются поезда южных направлений. Каждый год с
ними одни и те же проблемы. И ничего не меняется. Сначала билетов не достать,
потом ехать невозможно в духоте и грязи, порой без элементарного кипятка.
А может, что-то изменилось к лучшему на этом кусочке суровой действительности,
подумали мы оптимистично. И пошли взглянуть на кассы и вагоны.
Жаркое летнее утро. Восемь утра. Железнодорожные кассы. Плотная очередь за
билетами. Особой популярностью пользуется поезда Северо-Кавказской железной
дороги (СКЖД), бегущие в Адлер, Новороссийск, Анапу. Но выстоять огромную
очередь еще полдела. За 45 суток до дня отправления билетов в плацкарту уже нет.
И люди, не имея выбора, покупают билеты почти в два раза дороже. А через
несколько дней появляются плацкарт-ные-- места!
Но вот долгожданный билет в руках. Остается собрать вещи и ждать, когда поезд
помчится к морю. На перроне архангельского вокзала оживление и суета: объявили
посадку на поезд "Архангельск - Адлер". Пассажиры на пороге отдыха. Предвкушая
безоблачное путешествие, они подходят к своим вагонам, подают паспорта и билеты
проводникам. Но готов ли поезд к трехдневному рейсу?
В Архангельске поезда СКЖД проверяют лишь внешне. Устраняя видимые технические
неисправности, незначительные поломки. Полный ремонт проходит уже в конечном
пункте. Для того, чтобы полностью убедиться в "боеготовности" поезда, мы решили
поговорить с его начальником и проводниками и увидеть все своими глазами.
Рейс "Архангельск - Адлер". Влажная уборка, по правилам, должна проводиться три
раза в день. Как сказал Дурсум Омарович, начальник поезда, пассажиры сейчас
очень капризные стали, и проводник, как бы ни старался, угодить всем не может.
- Я когда работал на воркутинском поезде, там благодать была, а сюда меня, как в
наказание отправили - пассажирам не нравится обслуживание, ревизоры строгие.
Теперь поезда не страдают отсутствием туалетной бумаги и мыла, даже нам
несколько кусочков предложили. Но проблема неоткрывающихся окон так и осталась.
Дурсум Омарович признается:
- Вагоны старые, о новых и речи никакой не идет. Окна по возможности пытаемся
открывать все. В купейных вагонах все работает, кроме кондиционеров. Их, к
сожалению, даже ремонтировать не собираются.
Зашли в вагон убедиться в словах Дурсума Омаровича. Проводница демонстративно
открывает перед нами каждое окно. А вот в плацкартном она смущенно опускает
глаза. Многие окна не поддаются. А три дня в духоте, без кондиционера, с
задраенными окнами не каждый здоровый человек переживет.
Зато шашки с шахматами нашлись везде. Также в каждом вагоне есть аптечка, и на
весь состав предусмотрено 300 детских ремней безопасности. Чтобы постоянно
обеспечивать пассажиров горячей водой, выдаются так называемые опилочные
брикеты. В экстренных случаях проводникам приходится собирать на станциях
палочки и веточки, - все, чем можно топить.
Что касается алкоголя, то начальнику поезда не очень нравится смотреть на пьяных
людей, а -особенно на подростков, которые едут в летние лагеря. А насчет
подвыпивших проводников Дурсум Омарович категоричен:
- Нет, наши проводники не пьют! Позволить себе это может только начальник
поезда. Но и то немного,- пошутил он и дыхнул на нас перегаром...
Еще в летний период проводниками работают студенты, которые зачастую крепко
спят, когда люди на станции рвутся в свой вагон. Тут выручают опытные коллеги.
Ведь у настоящего проводника есть особая интуиция просыпаться вовремя.
И вот паровоз загудел, колеса завертелись, и поезд с новыми пассажирами понесся
к побережью Черного моря. Там отдыхающих ждут солнце, фрукты, пляж и море
положительных эмоций. И очень важно, чтобы три дня дороги не испортили все
остальные отпускные дни. Поэтому желаем им чистоты, комфорта и внимательного,
надежного проводника.
|