Пресса Архангельской области
 



Северный комсомолец
11 января 2008 (1)

"Причины большинства кораблекрушений кроются в офисах судоходных компаний"

Перед Новым годом, 18 декабря, теплоход "Виктор Корякин", принадлежащий Северному пароходству, выбросило на камни в Баренцевом море, в районе полуострова Рыбачий. Причинами крушения называли штормовую погоду, выход из строя навигационной системы... Бывший моряк Александр Васильевич Ордин, более десяти лет отработавший в Севречпароходстве, имеет по этому поводу иное мнение. Своими воспоминаниями о работе на "Викторе Корякине" он поделился с редакцией.

- Кораблекрушение в Баренцевом море лично для меня не явилось неожиданностью. Хорошо хоть людей спасли, благодарить надо норвежских спасателей.

В 2005 году я вел ремонт по корпусной части теплохода "Виктор Корякин" на АРХРЭБ. Судно по корпусу крепкое, несмотря на возраст (1969 год выпуска). Единственное, что вызвало у меня сомнение и о чем я тогда заявил судовладельцу; - мне показалось, есть искривления у дейдвудной трубы левого гребного вала и соответственно искривления кронштейнов, крепящих эту трубу к обшивке корпуса. Последствием этого могла быть усиленная вибрация на ходу судна и как следствие возникновение трещин в обшивке корпуса в корме левого борта. Но судовладелец силами своей диагностической лаборатории произвел замеры и заявил, что деформации нет. Вызывала сомнение и смена гребных винтов на более легкие. Ремонтировали два месяца. Все норовят сэкономить, мы воевали, нервы истрепали. А через год мы получили кораблекрушение.

Во время рейсов в январе - мае 2006 года я убедился в наличии повышенной вибрации и кроме того обнаружил, что управление судном ослаблено, есть недостаток рулевой силы. Выводы изложил письменно. В феврале был рейс с пилолесом из Риги в Англию. В Северном море попали в шторм. Вследствие неквалифицированного управления судном (хотя на борту находился капитан-наставник Северного пароход-ства) в штормовых условиях произошла подвижка каравана на трюме 1. Мне пришлось практически отстранить капитана от управления и перевести судно в режим штормования. В низах даже возникла паника, панику пришлось жестко подавить. Но положа руку на сердце можно сказать, претензии паникеров были справедливы: судном должны управлять квалифицированные судоводители, низкая практическая квалификация людей на ходовом мостике не должна служить угрозой жизни и здоровью людей.

В декабре 2006 года "Виктор Корякин" в Финском заливе на полном ходу выскочил на камни острова Соммерс. Старший помощник капитана заснул на вахте и не выполнил вовремя поворот на новый рекомендованный курс. На самом деле на момент аварии старпом фактически исполнял обязанности капитана. Он уснул просто потому, что устал от двойной работы. А капитан страдал от алкоголизма. И это было известно управлению судоходной компании. В ноябре 2006 года перед отходом судна из Архангельска на нем была комиссия пароход-ства, которая установила: капитан находится в пьяном виде. Тем не менее он был оставлен в должности. По смыслу приказа, изданному судовладельцем по этому аварийному случаю, основная вина возлагается на капитана. Очевидно, что капитан легко может доказать документально: руковод-ство пароходства знало о его болезни. В таком случае, заявлять претензии могут только акционеры и только к управлению компании.

В последнее время стало модным винить в авариях "человеческий фактор". Однако истинные причины в большинстве аварий последних лет, в том числе с гибелью судов и людей, скрыты в офисах судоходных компаний - в службах кадров, в службах эксплуатации, службах мореплавания и так далее. Начиная примерно с 1984 года возникла тенденция "делать дипломы". Такой "деланный" судоводитель быстро рос до капитана. Слабый профессионализм замещался умением приспосабливаться. К этому необходимо добавить заочное, а не очное начальное базовое морское образование. В январе 2007 года потерпел крушение теплоход Северного пароходства "Амур-2526". Причина - неумелое управление судном слабо квалифицированного капитана.

Здесь уместно упомянуть особенность множества аварий последних лет. Точно отражают эту особенность слова одного капитана: "Я собирался до 50 лет доработать старпомом, но надоело ходить под придурками - пришлось стать капитаном". Штурманы молчат или бездействуют при неправильных и опасных действиях капитанов и нередко подставляют и подстрекают их. То же самое в отношениях "штурман-матрос" и в других служебных связках. В экипажах российских судов за последние годы, начиная с периода "дикого капитализма", появилось и нарастает много негативных явлений, которые при тщательном рассмотрении приводят к аварийным случаям. Итог - в падении престижа флота, а российского в особенности. Каких-либо средств лечения болезни при данных социальных условиях не найдено. Поэтому проблему просто не признают. Деградация нарастает. Ни увеличение зарплат, ни наполнение флота новыми судами процесс не остановит и серьезно не затормозит.



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя