|
Северный комсомолец
25 января 2008 (3)
Елена ДОИЛЬНИЦЫНА
Барби - по сравнению с лихоманками, медведями - жалкие уродины
В Старинном особняке на Набережной, 79, выставка "Кукла в наследство". Не первый
день выставка. Несколько месяцев. А всё никак не дойти. Всё кажется, что более
серьезных дел полно, а я тут к игрушкам двинусь. Но пропустить выставку все-таки
не хотелось. Столько связано с куклами. Ведь кукла для женщины - это не символ
детства. Как раз наоборот, кукла для девочки - это символ взрослости. Еще тогда
игрой в них моделируется вся будущая жизнь.
Попала на выставку только на днях, с шумной компанией младшеклассников. Думала
увидеть немножко другое. Старинных пупсов и фарфоровых кукол времен бабушек, как
в столичных музеях, французских и немецких, больших и маленьких законодательниц
старинных мод. И платья, и обувь, и мебель, и посуда - всё это, и самое модное,
приходило в разные страны мира именно с куклами. На выставке в Особняке в
аннотации написано, что даже войны на время прекращались. Чтобы драгоценный
транспорт с модными куклами смог беспрепятственно пересечь места боевых
действий. Годами мастера тогда над куклами трудились.
Увидела совсем другое, но тоже приятное и занимательное. Много кукол из частных
коллекций Архангельска и Северодвинска. Женщины не могут расстаться с детством и
собирают коллекционных фарфоровых кукол. Другие ничего не покупают, а делают
кукол своими руками. Это уже авторские коллекции. Из покупных хороши арлекины,
пьеро, другие маски итальянских карнавалов. И мулатка Эллис. Как живая, в
настоящих, как для человека шитых, кожаных сандалиях. А лицо и руки из
специального материала, имитирующего человеческую кожу. Чудо, а не кукла! Мне бы
такую в детстве... Барби по сравнению с куклами на выставке - жалкие корявые
уродинки.
Авторская кукла - вообще разгул воображения. Тут и Япония, и шекспировская
Англия, и Франция времен Александра Дюма, и русские царевны, и дамы с зонтиками
и веерами. Даже кукла наследника Тутти из сказки есть. Видела настоящую, из
фильма. Эта маленькая, но не хуже. И всё пластично, с натуральной мимикой и в
оригинальных костюмах и украшениях. Лица и руки... Это даже представить нель-зя,
что такая тонкость и грация из глины, гипса и папье-маше создана. Умилили поморы
в рубище и писаховские герои из Уймы.
Развлекли домовята Ирины Черепановой из мешковины, глины и бересты - так я их
про себя назвала. В них душа особая озорная сидит. А так там и эльфы, и тролли,
и домовенок Кузя из мультика. Очень понравились медведи А. А. Казаковой из
Северодвинска. Там и беременная медведица и мишка-романтик, и
медвежонок-мечтатель, и лентяй. Просто хочется взять в руки и тискать. Но
нельзя. И еще узнала, что кукла - спутница девочек, а медведи в друзьях у
мальчишек. Так было прежде. Теперь-то уж всё перепуталось.
Особая статья - обрядовые куклы: масленицы, многоручки, лихоманки - словом,
берегини, крупенички. Они не для игры, а для дела - оберегать хозяина и помогать
человеку должны. Берегини всегда без лиц, чтобы душа злая не вселилась. Я
всегда думала, что многорукие боги - это только в Индии. Оказалось, и у нас на
Руси многорукость была в почете. Это оберег женщины-хозяйки, чтобы на все дела
рук хватало. Думала, что лихоманки - это что-то плохое. Оказалось, доброе. Их
вместе с масленицей в костре сжигали, и они лихо за собой уводили, выманивали
его из дому.
Словом, не выставка, а сплошная сказка. Мудрая, красивая, загадочная и веселая.
Елена ДОИЛЬНИЦЫНА
| |