Пресса Архангельской области
 


Северный комсомолец
24 октября 2008 (42)
Андрей МУРАШОВ

"Бусидо" для бюрократа

Сообщения о разработке "морального кодекса чиновника" уже вызвали ироническую реакцию. Как водится, вспомнили и кодекс строителя коммунизма, и десять заповедей. Странно, что про "Бусидо" никто не упомянул.

Между тем сама по себе идея регламентирования этических рамок для государственных служащих не так уж и плоха. Хотя бы потому, что кодекс призван четко объяснить неразумным бюрократам - что такое хорошо и что такое плохо.

Конечно, есть Уголовный кодекс, который на подобные вопросы отвечает с исчерпывающей полнотой - вплоть до конфискации имущества, пусть и в редких случаях. Однако, как показывает практика, далеко не всё в этом мире можно урегулировать формальными законами. Общепринятым, более того, базовым для европейской логики является утверждение о том, что этика лежит вне правовых норм.

То есть воровать нельзя, потому что это плохо, а не потому, что за это накажут.

Так что не удивительно, что Конвенции ООН и Совета Европы против коррупции, к которым присоединилась и Россия, рекомендуют параллельно с принятием антикоррупционных законов принять и этические кодексы для государственных служащих. Иначе разного рода репрессивные меры просто не помогут - рано или поздно их научатся обходить.

И ведь учатся. И очень активно. Причем общепринятой нравственной нормой уже стало именно умение нарушать закон. Не так давно член ЦИК Геннадий Райков, отвечая на вопросы журналистов, интересовавшихся способами "обойти" выборное законодательство, в сердцах посетовал: "Да думать надо не о том, как закон обойти, а как его не нарушить!"

ЧТО ТАКОЕ "ПЛОХО"?

Глупо было бы возлагать этическую ответственность за нарушение закона только на чиновников. Но понятно, что именно неэтичное поведение чиновников и провоцирует в обществе тот самый правовой нигилизм, с которым государство и пытается бороться.

Скажем, в Библии прямо указано, что назначать начальниками необходимо "людей способных, боящихся Бога, правдивых и ненавидящих корысть". Так называемый этический аспект крайне важен для повышения эффективности управления.

Любые требования власти можно заставить выполнить - из-под палки. Но только этически безупречная власть адекватно и лояльно воспринимается гражданами. Именно адекватно, без привычной "фиги в кармане".

Это хорошо понимали в советское время. Правда, тогда эти вопросы относились к ведению партийных органов. Вплоть до того, что базовые этические принципы были сформулированы в "Моральном кодексе строителя коммунизма". Впрочем, учитывая, что в те годы любой чиновник, занимающий ответственный пост, был обязан состоять в партии, это было уместно. Как ни странно, но партийного контроля боялись. И воспринимаемые ныне в качестве анекдота жалобы жен на супружескую неверность мужа в райком - лишь крайнее проявление подобного контроля.

С уходом партии ушел и кодекс. Вакуум, возникший на месте этических норм, стал уже притчей во языцех. Более того, откровенное нарушение былых этических норм уже никого не шокирует.

Наверное, только у нас высокопостав-ленный госслужащий может послать служебную машину в школу за внуком и не покраснеть при этом. Только у нас не менее высокосидящий чин после критической публикации в газете может позвонить в редакцию... И ни на гран не поколебаться в собственном величии.

И когда нам рассказывают о том, что в Швеции министр ушла в отставку после обнародования сведений о том, что она забыла внести абонентскую плату "за телевизор", мы лишь качаем головой - дескать, вот же странные люди...

Нельзя сказать, чтобы власть не чувствовала этого изъяна. Чувствовала, и еще как. Хотя бы потому, что чиновник, не имеющий этических ориентиров, способен на нелояльное поведение не только по отношению к гражданам, но и по отношению к собственному работодателю.

Наглядный пример - сотрудник Минфина, с легкостью обменявший секретную справку на "Мерседес".

Через Думу не раз и не два пытались провести подобный этический кодекс для госслужащих. Не получилось. В 2002 году Владимир Путин президентским указом ввел 16 прин-ципов служебного поведения госслужащих - их даже ввели в закон о госслужбе. Понятно, что в обществе, насквозь пронизанном наплевательским отношением к законам, работать они не стали.

Тем не менее поднимать авторитет власти - который, чего греха таить, сегодня держится только на личном рейтинге доверия к одному человеку - необходимо. Как и возвращать уважение граждан к институтам государства и противодействовать падению общей нравственной культуры в обществе.

ХАРАКИРИ ДЛЯ ЧИНОВНИКА

И вот - новая попытка. Депутат Госдумы от "Единой России" Дмитрий Савельев внес очередной проект кодекса, который разработали специалисты Российской академии госслужбы и МГУ. До рассмотрения на пленарных заседаниях, судя по всему, еще далеко - пока проект завис в экспертно-консультационном совете Думы.

Но, судя по утечкам в федеральных СМИ, своей жесткостью проект напоминает пресловутый кодекс "Бусидо".

Так, госслужащий должен "избегать контактов с лицами, вступившими в конфликт с государственной властью". Не может высказывать свое мнение, принципиально отличное от политики государства в целом и политики госоргана, который он представляет как должностное лицо. А в случае несогласия с этой политикой нравственным долгом госслужащего является уход в отставку. Вполне себе по-самурайски.

Более того, для самых непонятливых, очевидно, прописаны довольно очевидные вещи: рабочее время тратить исключительно на выполнение служебных обязанностей, по службе продвигаться только этическим способом. Настоятельно подчеркивается, что клановость, сговор и протекционизм в решении кадровых вопросов не поощряются. Естественно, в коллективе не допускаются доносительство, подхалимаж, склоки, грубость и бестактность". И конечно, нельзя разъезжать на служебном транспорте в личных целях.

Ну и самое важное - проект обязывает чиновников противодействовать коррупции во всех ее проявлениях, преследование корыстных целей недопустимо. Как следствие - всякое общественно высказанное обвинение, и даже сомнение в нарушении чиновником законности и морали, не должно оставаться без внимания.

ОБЩЕСТВО ЧЕСТИ

Кстати говоря, подобные документы существуют во многих странах. Скажем, в США он был принят еще в 1978 году, а спустя 12 лет дополнен специальным указом президента. В Великобритании такой документ называют "Кодексом министра" и по традиции чиновники постоянно носят его в кармане - очевидно, чтобы иметь возможность моментально сверить свои действия с нормами. В Испании бюрократ, вступающий в должность, на этом документе клянется. В Казахстане еще три года назад был принят Кодекс чести госслужащего.

Правда, пока нет данных, которые наглядно бы показывали корреляцию между принятием подобных документов и снижением уровня коррупции. Но дело даже не в этом. Не беремся утверждать, что подобный кодекс в России не нужен - без этических рамок чиновники превратят свою работу либо в синекуру, либо в источник разного рода приятностей.

Проблема несколько в ином - подобный документ должен быть всё же не законом, а совокупностью этических ориентиров. То есть наказание за нарушение кодекса должно также лежать вне сферы права, а носить сугубо моральный характер, что, впрочем, не мешает им воплощаться во вполне материальных трудностях - например, при очередной аттестации либо в виде решения некоей общественной комиссии по этике.

Другой вопрос, что возможно это только в случае кардинального изменения образа мышления чиновников. Не бюрократ всегда прав, а гражданин всегда прав - в рамках законодательства, естественно.

Понятно, что первое истекает из традиционного для нашей страны понимания роли государственного служащего - приоритет именно государству, а не обществу. Потому-то и проваливаются все попытки создать какой-либо общественный контроль над "надменной кастой".

И без создания полноценного гражданского общества, без полномасштабного внедрения заявленного Путиным понимания госслужбы как оказания услуг гражданам никакие этические ограничения, да еще в форме закона, работать просто не будут.

Так и будут чиновники брать подарки, отправлять детей и жен за границу за счет коммерческих структур, критические заметки в газетах трактовать как экстремистские либо высокомерно не замечать.

До тех пор пока ИМ не станет стыдно, НАМ надеяться не на что.

Андрей МУРАШОВ, фонд "Перспектива"



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя