|
Северный комсомолец
14 ноября 2008 (45)
Марина ТРЕТЯЧЕНКО
Тела вытаскивали, когда вода ушла...
В прошлом номере в публикации "Эти пять дней надо держаться..." мы рассказывали
о том, что на минувшей неделе в Архангельской области были затоплены четыре
моста - три в Холмогорском районе и один в Пинежском. А пострадали от осеннего
паводка, помимо двух названных районов, также Мезенский и Лешуконский, поскольку
оказались отрезаны от Архангельска. Виной всему, как было заявлено пресс-службой
Архангельскавтодора, является недофинансирование дорожной отрасли.
Сегодня мы продолжаем начатую тему. В воскресенье мы побывали в деревне Леуново
Холмогорского района, где на автодороге Архангельск-Белогорский-Пинега на
протяжении четырех дней был затоплен мост через реку Чуплегу. Именно он в период
бурного паводка отрезает путь на Мезень и Лешуконье. А в таких условиях,
собственно, и мезенская дорога, попросту говоря, бесполезна.
Уже в пятницу, 7 ноября, собираясь в дорогу, мы выяснили, что проезд на Мезень
закрыт. И пойдут маршрутки теперь только по зимнику. Правда, учитывая, как
медленно в этом году наступает зима, еще неизвестно, когда этот зимник будет.
Официально закрытой оказалась и Пинега, куда в нормальных условиях ежедневно
идут рейсовые пазики. А в итоге мы поняли, что в Леуново нам добраться просто не
на чем.
Выручили в леуновской администрации: рассказали, что на Пинегу людей возят также
частники. Уточняю: "И по мосту затопленному частник поедет?" Мне отвечают:
"Конечно". В общем, что бы мы делали без частников, которые, как показывает
практика, не боятся ни разбитых дорог, ни природных катаклизмов...
В воскресенье в полдень выезжаем, и в четыре часа дня мы уже в Леуново. Смягчить
все "прелести" полуразбитой пинежской дороги нам помогло только то, что ехали мы
на уазике. Впрочем, в тот же день мы проедем по этой же дороге на пассажирской
иномарке, для подобных испытаний не предназначенной, и, что называется,
почувствуем разницу. В Леуново два моста - местные жители называют их старым и
новым, - затопленными всякий раз оказываются и тот и другой. Впрочем, то, что их
всякий раз топит, совсем не удивительно: уж больно низкие.
В воскресенье воды на мостах уже не было. Насмотревшись на них вдоволь, идем
искать свежевыкрашенный дом с флагом, в котором располагается сельсовет, а
заодно медпункт. Там нас обещает ждать глава леуновской администрации Анна
Кармакулова. Дважды проходим по деревне, но дома с флагом не находим. Как потом
выяснится, не в той деревне ищем, а ехать надо в соседнюю Кузомень. Только лишь
по счастливой случайности мимо нас в этот момент едет упомянутая пассажирская
иномарка (кстати, что примечательно, выехала она из Архангельска одновременно с
нашим уазиком). В противном случае нам бы пришлось идти 14 километров пешком. Ну
кто бы мог подумать, что леуновская администрация находится в Кузомени?
Но вот наконец мы на месте. Анна Кармакулова встречает у входа в администрацию
- по-здешнему сельсовет. Рассказывает, что вода с мостов ушла только вчера, то
есть в субботу.
К осенним паводкам местные еще никак привыкнуть не могут: раньше ведь только
весной топило. Хотя осенние затопления, по словам Анны Федоровны, продолжаются
уже пятый год подряд. В этот раз вода прибыла в ночь с понедельника на вторник,
и мосты были затоплены четыре дня. По ним на свой страх и риск ходили частники
вроде наших уазика и пассажирской иномарки. Анна Кармакулова рассказывает, что
сама в пятницу через затопленный мост ехала.
А вот два года назад, тоже осенью, рассказывает Анна Федоровна, паводок на целый
месяц отрезал деревню от мира. И, кстати, тогда же на леуновском мосту случилось
первое ЧП: в воду упал камазовский прицеп. Водитель чудом успел выбраться на
кабину и остался жив. А этой весной спасти двоих парней 24 и 25 лет так и не
удалось. Хотя, правду сказать, никто и не пытался: парней разыскивали как без
вести пропавших. Уже после выяснилось, что 9 мая они ехали по затопленному
старому леуновскому мосту и их смыло. А вытаскивали тела уже в конце мая, когда
вода ушла...
Анна Федоровна рассказывает, что слышала, как директор Архангельскавтодора
Алексей Верещагин по телевизору объяснял, будто на поднятие мостов 150 миллионов
надо, а если поднять, то и топить не будет. Меж тем леуновский мост не может
дождаться ремонта, обещанного еще лет 15 назад. Оказывается, что тот мост, по
которому сейчас осуществляется движение через реку Чуплегу и который местные
жители называют новым, был построен в качестве временного, на период ремонта
старого моста, в начале 90-х годов. Но, как говорится, нет ничего более
постоянного... Старый мост до сих пор не отремонтирован.
О реконструкции старого моста или строительстве нового в Кузомени заговорили
этой весной. Местные дорожники даже приезжали пробы грунта брать. Новый мост
через Чуплегу должен был появиться прошедшим летом. Но видно что-то снова не
сложилось... А как после выяснилось, и не должно было сложиться - в холмогор-ской
администрации, в отделе промышленности транспорта и связи, Анне Федоровне
ответили, что в ближайшие три года никакие мосты в районе ремонтировать не
планируется.
Марина ТРЕТЯЧЕНКО, Павел КОНОНОВ (фото), Леуново-Кузомень-Архангельск
КОММЕНТАРИЙ
"Затопление мостов допускается раз в 50 или 100 лет"
Петр Орлов, гендиректор ассоциации "Дороги Поморья":
- В СНИПах (строительных нормах и правилах. - Прим. ред.) прописано, что
затопление мостов допускается раз в 50 или 100 лет в зависимости от длины моста.
И те затраты, которые необходимо понести, чтобы эти мосты никогда не
затапливались, никогда экономически не окупят того убытка, который люди понесут
из-за двух- или трехдневного отсутствия дороги.
| |