Пресса Архангельской области
 



Северный комсомолец
14 ноября 2008 (45)
Марина ТРЕТЯЧЕНКО

Тела вытаскивали, когда вода ушла...

В прошлом номере в публикации "Эти пять дней надо держаться..." мы рассказывали о том, что на минувшей неделе в Архангельской области были затоплены четыре моста - три в Холмогорском районе и один в Пинежском. А пострадали от осеннего паводка, помимо двух названных районов, также Мезенский и Лешуконский, поскольку оказались отрезаны от Архангельска. Виной всему, как было заявлено пресс-службой Архангельскавтодора, является недофинансирование дорожной отрасли.

Сегодня мы продолжаем начатую тему. В воскресенье мы побывали в деревне Леуново Холмогорского района, где на автодороге Архангельск-Белогорский-Пинега на протяжении четырех дней был затоплен мост через реку Чуплегу. Именно он в период бурного паводка отрезает путь на Мезень и Лешуконье. А в таких условиях, собственно, и мезенская дорога, попросту говоря, бесполезна.

Уже в пятницу, 7 ноября, собираясь в дорогу, мы выяснили, что проезд на Мезень закрыт. И пойдут маршрутки теперь только по зимнику. Правда, учитывая, как медленно в этом году наступает зима, еще неизвестно, когда этот зимник будет. Официально закрытой оказалась и Пинега, куда в нормальных условиях ежедневно идут рейсовые пазики. А в итоге мы поняли, что в Леуново нам добраться просто не на чем.

Выручили в леуновской администрации: рассказали, что на Пинегу людей возят также частники. Уточняю: "И по мосту затопленному частник поедет?" Мне отвечают: "Конечно". В общем, что бы мы делали без частников, которые, как показывает практика, не боятся ни разбитых дорог, ни природных катаклизмов...

В воскресенье в полдень выезжаем, и в четыре часа дня мы уже в Леуново. Смягчить все "прелести" полуразбитой пинежской дороги нам помогло только то, что ехали мы на уазике. Впрочем, в тот же день мы проедем по этой же дороге на пассажирской иномарке, для подобных испытаний не предназначенной, и, что называется, почувствуем разницу. В Леуново два моста - местные жители называют их старым и новым, - затопленными всякий раз оказываются и тот и другой. Впрочем, то, что их всякий раз топит, совсем не удивительно: уж больно низкие.

В воскресенье воды на мостах уже не было. Насмотревшись на них вдоволь, идем искать свежевыкрашенный дом с флагом, в котором располагается сельсовет, а заодно медпункт. Там нас обещает ждать глава леуновской администрации Анна Кармакулова. Дважды проходим по деревне, но дома с флагом не находим. Как потом выяснится, не в той деревне ищем, а ехать надо в соседнюю Кузомень. Только лишь по счастливой случайности мимо нас в этот момент едет упомянутая пассажирская иномарка (кстати, что примечательно, выехала она из Архангельска одновременно с нашим уазиком). В противном случае нам бы пришлось идти 14 километров пешком. Ну кто бы мог подумать, что леуновская администрация находится в Кузомени?

Но вот наконец мы на месте. Анна Кармакулова встречает у входа в администрацию - по-здешнему сельсовет. Рассказывает, что вода с мостов ушла только вчера, то есть в субботу.

К осенним паводкам местные еще никак привыкнуть не могут: раньше ведь только весной топило. Хотя осенние затопления, по словам Анны Федоровны, продолжаются уже пятый год подряд. В этот раз вода прибыла в ночь с понедельника на вторник, и мосты были затоплены четыре дня. По ним на свой страх и риск ходили частники вроде наших уазика и пассажирской иномарки. Анна Кармакулова рассказывает, что сама в пятницу через затопленный мост ехала.

А вот два года назад, тоже осенью, рассказывает Анна Федоровна, паводок на целый месяц отрезал деревню от мира. И, кстати, тогда же на леуновском мосту случилось первое ЧП: в воду упал камазовский прицеп. Водитель чудом успел выбраться на кабину и остался жив. А этой весной спасти двоих парней 24 и 25 лет так и не удалось. Хотя, правду сказать, никто и не пытался: парней разыскивали как без вести пропавших. Уже после выяснилось, что 9 мая они ехали по затопленному старому леуновскому мосту и их смыло. А вытаскивали тела уже в конце мая, когда вода ушла...

Анна Федоровна рассказывает, что слышала, как директор Архангельскавтодора Алексей Верещагин по телевизору объяснял, будто на поднятие мостов 150 миллионов надо, а если поднять, то и топить не будет. Меж тем леуновский мост не может дождаться ремонта, обещанного еще лет 15 назад. Оказывается, что тот мост, по которому сейчас осуществляется движение через реку Чуплегу и который местные жители называют новым, был построен в качестве временного, на период ремонта старого моста, в начале 90-х годов. Но, как говорится, нет ничего более постоянного... Старый мост до сих пор не отремонтирован.

О реконструкции старого моста или строительстве нового в Кузомени заговорили этой весной. Местные дорожники даже приезжали пробы грунта брать. Новый мост через Чуплегу должен был появиться прошедшим летом. Но видно что-то снова не сложилось... А как после выяснилось, и не должно было сложиться - в холмогор-ской администрации, в отделе промышленности транспорта и связи, Анне Федоровне ответили, что в ближайшие три года никакие мосты в районе ремонтировать не планируется.

Марина ТРЕТЯЧЕНКО, Павел КОНОНОВ (фото), Леуново-Кузомень-Архангельск

КОММЕНТАРИЙ

"Затопление мостов допускается раз в 50 или 100 лет"

Петр Орлов, гендиректор ассоциации "Дороги Поморья":

- В СНИПах (строительных нормах и правилах. - Прим. ред.) прописано, что затопление мостов допускается раз в 50 или 100 лет в зависимости от длины моста. И те затраты, которые необходимо понести, чтобы эти мосты никогда не затапливались, никогда экономически не окупят того убытка, который люди понесут из-за двух- или трехдневного отсутствия дороги.



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя