|
Северный комсомолец
14 ноября 2008 (45)
Светлана ЛОЙЧЕНКО
Время, когда снимаются маски
Недавно по случаю перечитывала рубрику "Беседы с отцом Иоанном", которые были
опубликованы четыре года назад, и поймала себя на мысли, что многие из них
совершено не потеряли остроту. Кстати, подборка "Бесед" опубликована в журнале
"Вестник РХД" в Париже. Мы обратились к отцу Иоанну с просьбой эти беседы в той
или иной форме возродить. Возможно, темы будущих бесед подскажут читатели.
А сегодня опубликуем одну из прошлых - о кризисе. Тогда речь шла не об
экономическом кризисе, а о кризисе в более широком смысле. Эту беседу в то время
мы озаглавили "Встреча с жизнью". Сейчас захотелось дать другой заголовок.
- Отец Иоанн, давайте сегодня поговорим на тему, которая, полагаю, найдет отклик
в сердцах многих. Это тема кризиса. А что такое кризис?
- Кризис - это суд жизни над нами, он снимает маски и обнажает суть.
- Но, возможно, кому-то везет - и кризисы его обходят стороной?
- Кризисов нет лишь у того, кто всё время бежит от самого себя, когда внутренняя
и внешняя жизнь идут параллельно друг другу. Кризис - это встреча с жизнью,
когда внутреннее встречается с внешним. Всё живое развивается, болеет, переходит
из стадии в стадию. Переходный период и называется кризисом.
- Наверное, люди так боятся кризисов потому, что не хотят знать, а что там под
маской?
- В этом одна из проблем неверующего человека. Кризис обычно его бьет наповал.
Для человека неверующего, но совестливого любой кризис может плохо кончиться.
Либо человек начинает жить как пьяный, либо убегает в безумие, либо погибает. У
него нет сил, чтобы преодолевать жизненные кризисы. Под неверием я сейчас
понимаю закрытость человече-ского сердца перед Богом и человеком. Поэтому люди
боятся кризисов, и справедливо боятся. Ведь заранее невозможно предсказать, куда
повернет процесс - к смерти или к жизни.
- Вы говорите о человеке неверующем. Выходит, что верующий человек кризис сможет
преодолеть всегда?
- Верующий может опираться на помощь, которая приходит извне, но и здесь всё
бывает по-разному. В духовной жизни никто не дает гарантий, даже Господь Бог.
Например, я знаю немало людей, которые не справились с кризисами в своей жизни.
Результаты разные, вплоть до потери живой веры в Бога, в Церковь, правда, это
исключительные случаи. Чаще человек просто отползает на обочину жизни,
отказывается отвечать за что-либо, кроме самого себя. Сам живет честно,
справедливо, но уже не дышит полной грудью, а как подводный пловец экономит
воздух.
Жизнь верующего человека бывает более трудной, чем это кажется на первый взгляд.
Ведь вера - это принципиальная открытость Богу, человеку и миру. А если человек
открыт Жизни принципиальным образом - значит, кризисы у него будут по всем
направлениям, и частота их будет довольно высокой. Можно, конечно, удивиться и
сказать - что это за жизнь из одних кризисов? Ответ будет простой: трудная
жизнь, зато настоящая, невыдуманная.
- Человек, видимо, должен преодолевать кризисы, чтобы сохранить себя...
- В преодоленных кризисах происходят качественные перемены в самом человеке.
Именно это и называется духовным ростом.
- Бывает, что кризис неверующего человека приводит к вере?
- Если "кризис к жизни", то он выводит человека к Жизни, открывает ему то, что
выше и больше его самого. Кстати, Жизнь - одно из имен Божьих.
- Можно ли давать какие-то советы людям, переживающим кризис?
- Универсальный совет: доходить во всем до сути, искать ее во всем, что
открывается. Не перекладывать вину и ответственность на других людей и
обстоятельства жизни. Конечно, любой кризис - это искушение, испытание, поэтому
и вести себя нужно соответствующим образом, то есть не терять головы, не
суетиться, не паниковать и молиться. Можно и нужно просить о помощи и при этом
понимать, что она придет лишь в одном случае, если вы будете готовы на
глубинные перемены в вашей жизни.
Можно обратиться и к мировой культуре, искусству. В каком-то смысле всё
искусство об этом. Академик Сергей Сергеевич Аверинцев говорил, что человек
должен жить в глубине тысячелетий. Ведь есть провинциализм, связанный с местом
проживания человека, а есть провинциализм хронологический, когда человек живет
так, как будто он первый человек на Земле. В многотысячелетнем опыте
человечества мы обязательно найдем достойные для себя примеры.
Самая большая опасность в кризисе - упрямый взгляд назад, отказ идти вперед.
Поэтому Господь и говорит: "Взявшийся за плуг и озирающийся назад неблагонадежен
для Царствия Божьего". И еще вспоминайте жену Лотову! Любой взгляд назад в таких
ситуациях ведет к окаменению, к параличу внутренней жизни.
Мне вспоминается пример русской послереволюционной эмиграции. Выброшенные
родиной на Запад, оторванные от своих корней, лучшие умы эмиграции сказали: "Мы
не в изгнании, мы в послании. Мы посланы, чтобы принести миру сокровища русской
духовной культуры". И это был един-ственно правильный ответ.
Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО
| |