|
Северный комсомолец
21 ноября 2008 (46)
Марья ЛОГИНОВА
Внешность модельная, здоровье как у космонавтов!
Многие к предполагаемому полету готовятся заранее, переживают и волнуются. А
потом в салоне самолета видят симпатичных девушек, для которых это просто
работа. Вот так летать каждый день. Видят их спокойными и улыбчивыми. Кстати,
это успокаивает и расслабляет. И кажется, что работа эта совершенно не опасная,
а легкая и приятная... Видимо, в этом и есть высший профессионализм - так себя
вести и ощущать в небе.
А стать стюардессой может далеко не каждая девушка. И выдержать те физические и
психологические нагрузки, которые требует профессия.
Несмотря на это сотни девушек и молодых людей грезят небом и мечтают стать
бортпроводниками. Об особенностях этой необычной профессии рассказывает Наталья
Сафонова, начальник службы бортпроводников ЗАО "Аэрофлот-Норд".
В МОДЕ СТРОЙНОСТЬ
Об очередном наборе бортпроводников можно узнать из объявлений. Задача комиссии
на собеседовании - оценить внешний вид, физические данные и знание английского
языка.
В моде стройность. Женщина должна быть ростом 165-180 сантиметров и весом 50-65
килограммов. Мужчина соответственно - 170-190 сантиметров и 70-80 килограммов. А
вот красота - уже второй аспект. Главное всё же, чтобы бортпроводник мог четко
выполнять свои обязанности и обеспечивать безопасность пассажиров.
Если человек успешно прошел собеседование, ему дают направление на ВЛЭК.
Требования по здоровью серьезные - половина медкомиссию не проходят. Особое
внимание уделяется зрению, сердечно-сосудистой и нервной системам. В норме
должен быть и вестибулярный аппарат. Некоторых отсеивают по психологическому
тесту.
- В общем, по внешности отбор - как в модели, по здоровью - как в космонавты, -
улыбается Наталья Ивановна. - Из 800 человек, пришедших на собеседование, учатся
лишь 240.
На тренажерах - полная имитация аварийных ситуаций.
Будущие бортпроводники изучают руководящие документы, правила перевозки багажа,
почты, правила доставки и организации питания на борту, правила обслуживания
пассажиров. Преподается медицина, человеческий фактор, бортовые
аварийно-спасательные процедуры, предотвращение авиапроисшествий и многое
другое.
После почти трех месяцев теории - десятидневная практика на тренажерах.
Тренажер - это часть самолета, фюзеляж. Создается полная имитация полета и
аварийных ситуаций: появляется дым, тряска-болтанка (тренажер стоит на
шарнирах), имитация разгерметизации. Подготовку на тренажерах по российской
авиатехнике проходят в Москве, а по боингам в Германии.
- Но конец учебы еще ни о чем не говорит. Часто у начинающих работников
появляется дополнительное голово-кружение, идет осложнение на уши или на ноги,
появляются проблемы, - уточняет Наталья Ивановна. - Буквально на прошлой неделе
у нас уволились несколько девочек - не могут летать. На боингах нагрузка на
организм сильнее, чем на "тушках".
Кстати, в ближайшее время "Аэрофлот-Норд" планирует приобрести девять боингов,
четыре из них - уже до Нового года. Так что сейчас в авиакомпании перспективная
нехватка бортпроводников. Если на Ту-154 в бригаде их трое, то на боинге -
четверо.
ЕСЛИ КОЛЬЦО, ТО ОБРУЧАЛЬНОЕ
Бортпроводник считается лицом компании, поэтому за внешним видом приходится
следить очень тщательно.
Женщинам выдаются голубые блузки, сине-оранжевые шарфики и платочки, юбки,
пиджаки, брюки, фартуки, непромокаемые плащи, пальто, зимние шарфы и даже
шапки-боярки. Мужчинам - брюки, пиджаки, сорочки, галстуки, фуражки, зимние
шапки из натуральной овчины, шарфы, утепленные куртки "Аляска". Нельзя сочетать
форменную и по-вседневную одежду и носить форму в нерабочее время.
Женщины должны быть с чистыми убранными волосами, без бантов и блестящих
украшений. Можно носить часы, браслет, два кольца и цепочку. Никаких
ярко-красных помад и длинных ногтей.
Мужчины должны бриться перед работой, лак, даже бесцветный, строго запрещен.
Кольцо - только обручальное, часы - классические.
Пирсинг и татуировки запрещены как мужчинам, так и женщинам, солнечные очки -
только вне самолета.
НОС ХОЛОДНЫЙ, РУКИ ЛЕДЯНЫЕ
Предполетная подготовка начинается минимум за час до полета.
- Приходится порой долго простоять на улице, разбираться с багажом. Приходишь в
самолет - нос холодный, руки ледяные, а уже пора встречать пассажиров и
улыбаться. До этого нужно всё проверить - пожарное, кислородное оборудование,
сигнализацию, не сломаны ли спинки кресел, все ли привязные ремни на месте, в
каждом ли кармашке лежит инструкция по безопасности...
У каждого из бригады - свои обязанности. Старший бортпроводник, например,
встречает пассажиров, проводит предполетный и послеполетный брифинг, объясняет
особенности маршрута, говорит, есть ли на борту вип-персоны. Обязанностей выше
крыши, но и оклад выше.
О том, чтобы поспать, и речи нет. Лишь иногда, во время долгих полетов, когда
пассажиров меньше, чем пассажирских кресел, выдается минут 10-15, чтобы одному
из бригады вздремнуть. Кресла самих бортпроводников - специальные, убирающиеся.
Иногда неделями приходится работать в командировках. В Москве, в аэропорту
Шереметьево, откуда выполняется большая часть полетов "Аэрофлот-Норда", есть
специальный центр, где можно отдохнуть между рейсами. Там, где таких центров
нет, приходится жить в гостиницах.
- Есть у нас люди, работают по двадцать лет и не собираются никуда уходить.
Например, мама - бортпроводница, и дочка пошла по ее стопам. Или чета
Петровых - бортинженер Ту-134 и бортпроводница. Правда, у их дочки на жизнь
несколько другие планы - говорит, в авиацию не пойдет, - улыбается Наталья
Ивановна.
"ТРИ БОГАТЫРЯ НАС СЕГОДНЯ ОБСЛУЖИВАЛИ!"
- Еще с советских времен сложился стереотип, что бортпроводник - женская
профессия, - считает Руслан Ярмоша, заместитель начальника службы
бортпроводников.
Сейчас в штате "Аэрофлот-Норда" 294 бортпроводника, из них около сорока - юноши.
Тем, кто отлынивает от армии, стать бортпроводником вряд ли удастся. Данные о
поступивших на учебу сразу же подаются в военкомат. А тот, кто не служил по
медицинским показаниям, вряд ли пройдет и ВЛЭК.
- В Европе принято, чтобы в бригаде обязательно был мужчина, - продолжает
Руслан. - Мужская сила требуется на борту постоянно. У нас же зачастую всё
приходится делать женщинам.
Кстати, редко, но бывают ситуации, когда в бригаде одни мужчины. Наталья
Ивановна и Руслан Анатольевич вспоминают недавний случай, когда в бригаде
оказались трое мужчин (все как на подбор крупные красавцы) и одна девушка.
Девушка работала на кухне, и пассажиры ее не видели. "Надо же, какие три
богатыря нас сегодня обслуживали!" - удивлялись и радовались пассажиры, выходя
из самолета.
А ЗАРПЛАТА - СОВСЕМ НЕ ЗАОБЛАЧНАЯ!
Рабочее время бортпроводников - 12 часов в сутки (до 80 часов в месяц). Если
рейс ночной, то после него должно предоставляться не менее 24 часов отдыха.
Рабочая неделя - 6 дней, после чего дается два дня выходных. Отпуск - 56 дней в
году.
Зарплата отнюдь не заоблачная. Начинающий работник может рассчитывать примерно
на 10 тысяч рублей в месяц, более опытные получают около 15 тысяч. На пенсию
мужчины выходят в 50 лет, женщины - в 45 лет (на Севере - в 45 и 40 лет).
Бортпроводники "Аэрофлот-Норда" летают в Москву, Новосибирск, Екатеринбург,
Пермь, Самару, Челябинск, Анапу, Сочи, Калининград, Симферополь, Тромсё... Есть и
чартерные направления - Египет, Турция, Объединенные Арабские Эмираты, Канарские
острова, Испания...
За время работы Наталья Сафонова и Руслан Ярмоша не побывали, пожалуй, только в
Америке да Австралии. И посмотреть мир, как уверяют они, им удалось не только из
иллюминатора самолета.
Марья ЛОГИНОВА
| |