|
Северный комсомолец
12 декабря 2008 (49)
Израиль. Их жизнь и смерть каждый день учат
В Архангельской области сейчас проходят Дни израильской культуры. Это кино,
выставки, концерты, деловые встречи. А наш корреспондент как раз только что
вернулась из Израиля. И в этом номере ее взгляд на страну изнутри.
Начало ноября. Архангельск с Москвой намокли от снежно-дождевой смеси, а я лечу в
Израиль. Мальчик в форме под табличкой "таможня", считая мои заграничные деньги,
растяжно произносит: "А чего лицо такое хмурое, ведь в рай летите?"
Знаю, что в рай, и сама себе завидую. А лицо хмурое... потому что летать боюсь. Но
вот внизу уже огни ночного Тель-Авива, Бен-Гурион и паспортный контроль. Толстая
пачка документов с приглашениями, страховкой и финансовой составляющей мне
оказывается совершенно ненужной. Девчонка в окошке устало шлепает мне печать в
паспорт и машет рукой. Я облегченно вздыхаю, потому что в приглашении друзья
случайно сильно видоизменили мою фамилию. И могли возникнуть проблемы.
А вот и первое удивление от Израиля - толпа встречающих в теплых одеждах... а
говорили + 30. Друзья с розами и тоже в теплых куртках смеются:
"Зима же". И мы выходим в эту зиму... ночной воздух, остывший до + 23, ярко пахнет
какими-то цветами и приглушенно морем. Вокруг пальмы и огни. Организм в нервном
шоке силится перестроиться, сам не понимая, на какую волну. Не позволяю и в полном
сознании мчусь по дороге в Ариэль, город, где живет семья моих друзей: Аня с Мишей
и три их дочки.
Грузины подрались с русскими из-за Осетии в католическом храме
Больше трех недель мы ездили и бродили по Израилю. Это земля обетованная. В том
нет сомнения. Здесь святая аура и все дышит древностью. Не могу объяснить, и это
странно, но именно здесь чуть-чуть начинаешь ощущать размеры космоса.
Тут даже пыль под ногами на истории замешана. Крохотный клочок земли, и на каждой
пяди мировые события проистекали. Куда ни кинь... Тут гора Фавор, видевшая
Преображение Господне. Там зеленый Иордан. А вот Назарет напрочь арабский, с
узенькими, грязными и дурно пахнущими улицами. Но именно здесь юная еврейская
девушка Мария получила благую весть о том, что станет Богородицей. И именно на
этой земле важнейшие христианские храмы. Благой вести посвящены два из них,
католический и православный. Никто ведь точно не знает, где благая весть настигла
Марию. Есть версии.
Одна версия, что у источника, где жители Назарета воду брали. Над этим источником
маленький православный храм. Прямо в храме бьет источник в окружении икон,
подаренных Россией. Можно умыться, набрать воды. Маленький Иисус, по преданию,
тоже ходил сюда по воду.
Другая версия, что ангел с вестью спустился в пещере.
Над этой пещерой большая католическая церковь с галереей, в которой образы
Богородицы, подаренные разными церквями мира. Много любопытных. Тайские и
индийские - ну ни дать ни взять Лакшми. Американская - симбиоз статуи свободы с
хозяйкой медной горы. И из бывших союзных республик есть: грузинская, украинская.
Русской нет.
На выходе из храма вижу сюжет, иллюстрирующий Израиль. Среди туристического хаоса
араб с протянутой рукой, смиренно ступающий католический монах и колоритный
украинский выходец Юра, лабающий на аккордеоне всё: от гопака до мировой классики,
в зависимости от того, какие лица мимо идут.
На озере Геннесарет, где Иисус с Петром ходили по воде, "аки по суху",
столпотворение, и ощущение, что все как родные. У церкви сидит африканец в сутане
и ведет беседу с европейцем и японкой. В двух шагах от этого места развалины
синагоги, где писалась Тора.
Так всё смешалось на этой земле, свилось в неразрывный узел, и нет другого выхода,
как только мирно жить, уважая даже самого маленького и презренного. Но нет мира...
Вот накануне нашего приезда в Назарет в Благовещенском храме грузинские туристы
подрались с русскими из-за конфликта в Осетии.
Какое мне дело до помоек Вифлеема, когда я еду к колыбели Бога?
В Иерусалим и Вифлеем поехала с экскурсиями. И, несмотря на то, что старалась на
святой земле не раздражаться, иногда взрывалась внутри. Коммерция скрутила в кокон
эти города и не выпускает из острых когтей. Туриста дурят на каждом шагу, и он
этому только рад. Говорят, что в Вифлееме нас завезут в самую качественную и
дешевую лавку, и только там надо купить крестики, иконки, потому что в Иерусалиме
это будет стоить бешеных денег. И народ час шопингует, скупая всё по ценам, в
десятки раз превышающим реальные.
Только в храме Рождества, настаивает экскурсовод, следует покупать свечи, которые
обжигаются потом в Иерусалиме, в Храме Гроба Господня на пасхальном огне. Пучок -
10 долларов. И иконы надо приобрести здесь же, тоже далеко не за гроши. Народ
верит и выстраивается в очередь. В Иерусалиме, на подступах к храму, такой же
пучок стоит полдоллара.
Но люди словно под гипнозом. В том же гипнозе они пытаются следовать всем советам,
данным на родине, в гостинице, одновременно отслеживают действия окружающих и
принимаются повторять движения. Выглядит глупо, комично и порой выводит из себя.
На входе в Храм Рождества мужчина резко дергает меня за руку и шипит: "Надень
платок". Я объясняю, что у греков, окормляющих храм, другие традиции и платок
необязателен. Он тут же дергает свою жену: "Сними сейчас же!"
Потом меня дергали, когда я в очередь за покупкой свечей не встала. А когда,
освящая крестики на камне помазания, мимодумно поставила на камень свою сумочку,
откуда ни возьмись, появились над головой дорожные сумки и застучали днищами о
святой камень.
Организованный турист - народ особый. И многие экскурсоводы им под стать. Наш, из
бывшего Союза, ярый атеист. В храме вел себя так, что всем было стыдно. Он не дал
группе встать в очередь к камню Гроба Господня, где рождается благодатный огонь.
Две пожилых женщины заплакали, поняв, что не попадут туда. Но остаться не ре-
шились: вечер, и потеряться легко. Из тех же побуждений нам всем пришлось ломиться
через эту очередь в какой-то дальний придел. Я даже не запомнила, зачем нас туда
водили, потому что совсем не русскоязычная толпа чуть не растерзала нас. Они
подумали, что мы пробираемся без очереди, а успокаивать итальянцев, испанцев и
японцев на русском оказалось чревато. В какой-то момент они даже занесли над
нашими головами кулаки. Какая сила их остановила, можно только догадываться.
Но это всё мелочи по сравнению со святынями, к которым даже страшно прикасаться.
Иерусалиму было уже 2000 лет, когда туда вошел Иисус. И какое мне дело до помоек
Вифлеема, когда я еду к колыбели Бога?
| |