Пресса Архангельской области
 



Северный комсомолец
12 декабря 2008 (49)

Израиль. Их жизнь и смерть каждый день учат

В Архангельской области сейчас проходят Дни израильской культуры. Это кино, выставки, концерты, деловые встречи. А наш корреспондент как раз только что вернулась из Израиля. И в этом номере ее взгляд на страну изнутри.

Начало ноября. Архангельск с Москвой намокли от снежно-дождевой смеси, а я лечу в Израиль. Мальчик в форме под табличкой "таможня", считая мои заграничные деньги, растяжно произносит: "А чего лицо такое хмурое, ведь в рай летите?"

Знаю, что в рай, и сама себе завидую. А лицо хмурое... потому что летать боюсь. Но вот внизу уже огни ночного Тель-Авива, Бен-Гурион и паспортный контроль. Толстая пачка документов с приглашениями, страховкой и финансовой составляющей мне оказывается совершенно ненужной. Девчонка в окошке устало шлепает мне печать в паспорт и машет рукой. Я облегченно вздыхаю, потому что в приглашении друзья случайно сильно видоизменили мою фамилию. И могли возникнуть проблемы.

А вот и первое удивление от Израиля - толпа встречающих в теплых одеждах... а говорили + 30. Друзья с розами и тоже в теплых куртках смеются:

"Зима же". И мы выходим в эту зиму... ночной воздух, остывший до + 23, ярко пахнет какими-то цветами и приглушенно морем. Вокруг пальмы и огни. Организм в нервном шоке силится перестроиться, сам не понимая, на какую волну. Не позволяю и в полном сознании мчусь по дороге в Ариэль, город, где живет семья моих друзей: Аня с Мишей и три их дочки.

Грузины подрались с русскими из-за Осетии в католическом храме

Больше трех недель мы ездили и бродили по Израилю. Это земля обетованная. В том нет сомнения. Здесь святая аура и все дышит древностью. Не могу объяснить, и это странно, но именно здесь чуть-чуть начинаешь ощущать размеры космоса.

Тут даже пыль под ногами на истории замешана. Крохотный клочок земли, и на каждой пяди мировые события проистекали. Куда ни кинь... Тут гора Фавор, видевшая Преображение Господне. Там зеленый Иордан. А вот Назарет напрочь арабский, с узенькими, грязными и дурно пахнущими улицами. Но именно здесь юная еврейская девушка Мария получила благую весть о том, что станет Богородицей. И именно на этой земле важнейшие христианские храмы. Благой вести посвящены два из них, католический и православный. Никто ведь точно не знает, где благая весть настигла Марию. Есть версии.

Одна версия, что у источника, где жители Назарета воду брали. Над этим источником маленький православный храм. Прямо в храме бьет источник в окружении икон, подаренных Россией. Можно умыться, набрать воды. Маленький Иисус, по преданию, тоже ходил сюда по воду.

Другая версия, что ангел с вестью спустился в пещере.

Над этой пещерой большая католическая церковь с галереей, в которой образы Богородицы, подаренные разными церквями мира. Много любопытных. Тайские и индийские - ну ни дать ни взять Лакшми. Американская - симбиоз статуи свободы с хозяйкой медной горы. И из бывших союзных республик есть: грузинская, украинская. Русской нет.

На выходе из храма вижу сюжет, иллюстрирующий Израиль. Среди туристического хаоса араб с протянутой рукой, смиренно ступающий католический монах и колоритный украинский выходец Юра, лабающий на аккордеоне всё: от гопака до мировой классики, в зависимости от того, какие лица мимо идут.

На озере Геннесарет, где Иисус с Петром ходили по воде, "аки по суху", столпотворение, и ощущение, что все как родные. У церкви сидит африканец в сутане и ведет беседу с европейцем и японкой. В двух шагах от этого места развалины синагоги, где писалась Тора.

Так всё смешалось на этой земле, свилось в неразрывный узел, и нет другого выхода, как только мирно жить, уважая даже самого маленького и презренного. Но нет мира... Вот накануне нашего приезда в Назарет в Благовещенском храме грузинские туристы подрались с русскими из-за конфликта в Осетии.

Какое мне дело до помоек Вифлеема, когда я еду к колыбели Бога?

В Иерусалим и Вифлеем поехала с экскурсиями. И, несмотря на то, что старалась на святой земле не раздражаться, иногда взрывалась внутри. Коммерция скрутила в кокон эти города и не выпускает из острых когтей. Туриста дурят на каждом шагу, и он этому только рад. Говорят, что в Вифлееме нас завезут в самую качественную и дешевую лавку, и только там надо купить крестики, иконки, потому что в Иерусалиме это будет стоить бешеных денег. И народ час шопингует, скупая всё по ценам, в десятки раз превышающим реальные.

Только в храме Рождества, настаивает экскурсовод, следует покупать свечи, которые обжигаются потом в Иерусалиме, в Храме Гроба Господня на пасхальном огне. Пучок - 10 долларов. И иконы надо приобрести здесь же, тоже далеко не за гроши. Народ верит и выстраивается в очередь. В Иерусалиме, на подступах к храму, такой же пучок стоит полдоллара.

Но люди словно под гипнозом. В том же гипнозе они пытаются следовать всем советам, данным на родине, в гостинице, одновременно отслеживают действия окружающих и принимаются повторять движения. Выглядит глупо, комично и порой выводит из себя. На входе в Храм Рождества мужчина резко дергает меня за руку и шипит: "Надень платок". Я объясняю, что у греков, окормляющих храм, другие традиции и платок необязателен. Он тут же дергает свою жену: "Сними сейчас же!"

Потом меня дергали, когда я в очередь за покупкой свечей не встала. А когда, освящая крестики на камне помазания, мимодумно поставила на камень свою сумочку, откуда ни возьмись, появились над головой дорожные сумки и застучали днищами о святой камень.

Организованный турист - народ особый. И многие экскурсоводы им под стать. Наш, из бывшего Союза, ярый атеист. В храме вел себя так, что всем было стыдно. Он не дал группе встать в очередь к камню Гроба Господня, где рождается благодатный огонь. Две пожилых женщины заплакали, поняв, что не попадут туда. Но остаться не ре-

шились: вечер, и потеряться легко. Из тех же побуждений нам всем пришлось ломиться через эту очередь в какой-то дальний придел. Я даже не запомнила, зачем нас туда водили, потому что совсем не русскоязычная толпа чуть не растерзала нас. Они подумали, что мы пробираемся без очереди, а успокаивать итальянцев, испанцев и японцев на русском оказалось чревато. В какой-то момент они даже занесли над нашими головами кулаки. Какая сила их остановила, можно только догадываться.

Но это всё мелочи по сравнению со святынями, к которым даже страшно прикасаться. Иерусалиму было уже 2000 лет, когда туда вошел Иисус. И какое мне дело до помоек Вифлеема, когда я еду к колыбели Бога?



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя