Пресса Архангельской области
 



Северный комсомолец
12 декабря 2008 (49)
Леонид ЧЕБАНЮК.

Нет пророка в своём Архангельске

Когда увлекаюсь разговором "за телевидение", сразу напоминаю себе Фаину Георгиевну Раневскую. Нет, не талантом, конечно. А её ролью в собственном сне о Пушкине. Незадолго до смерти она рассказывала:

"...Противно жить. Скучно. Глупость и бестолочь кругом. Меня спасает только Пушкин. Я его так люблю! Я его так нежно люблю! Я просто обожаю его... А недавно он мне снился. Стоит Александр Сергеевич на Тверской, голубей булочкой кормит. Я бегу к нему, руки простираю и кричу: "Александр Сергеевич, милый, мой милый... Я вас так люблю, вы меня просто спасаете. Я всё время вас перечитываю, думаю о вас... Пушкин мой, миленький!" Он поворачивается ко мне и так устало-устало говорит: "Как же ты мне надоела, старая б...дь!"

Всё понимаю. Иные времена, иное нужно и телевидение. И чего сокрушаться, что раньше зима была морознее и снежнее, лето жарче и купальнее. А телевидение позволяло не только работать и зарабатывать, но и самовыражаться, забавляя тем самым почтеннейшую публику.

"Времена не выбирают, в них живут и умирают". Времена наступили такие, что умерло в этом году столько талантливого, гениального, яркого народа (в том числе и телевизионного - архангельского), что, вероятно, выбирать такие "времена" очень не хотелось. Не верю я, что человек умирает просто так. Он уходит, когда напрочь теряет интерес к жизни.

В эту среду вдруг узнал, что в Архангельске ещё есть телевидение. Без обид. Не корпункт федерального канала с талантливым коллективом, не инструмент сытой партии, которая преодолевает голодный кризис, не рекламная межэфирная прокладка, когда ты думаешь - то ли хочется это купить, то ли хочется убить человека, который это рекламирует? А просто вот такое... телевизионистое телевидение.

Просто по Архангельскому городскому телеканалу показали дивный фильм "Город Ангела". Любимого критиками вопроса "О чём это?" можно было вообще не задавать. С первых кадров было ясно, что это - о любви... О любви к родному, несчастному, нелепому городу Архангельску, где, по словам одного из героев фильма Леонида Левина, "неудобно жить". О городе, из которого бежали, бегут и будут бежать, потому что человеку свойственно желание расти, совершенствоваться, а Архангельск - своеобразный тупик, где никто по большому счёту никому не нужен, не ценен, не интересен.

Так почему же о любви, если всё так плохо? Потому что каждый кадр этой работы, каждое интервью, каждое слово авторского текста пронизано любовью к Архангельску так же, как взгляд полноценного взрослого детёнка к своему беспомощному престарелому родителю. Да, он мешает спать надрывным кашлем, да, он докучает разговорами о том, что неактуально и неинтересно, да, словно Плюшкин, забил свой дом ненужными вещами, которые говорят ему о жизни значительно больше, чем нам информационный интернет-портал... Но как же мы любим его! Не потому что должны, не потому что благодаря нему появились на свет, хоть и не просили об этом, а просто потому, что это естественно - любить своих родителей. Любить и всё прощать.

Над "Городом Ангела" работала отличная команда - режиссёр Ольга Зайцева, автор сценария Виктор Кузнецов и оператор Ольга Красулина. Просто белая зависть берёт, наблюдая, как эти три различных ярких индивидуальности наступили на горло собственной песне, чтобы спеть одну хором, ради максимального воплощения идеи.

"Картинка" фильма заслуживает отдельного восхищения. При грустном смысле программы - ни одного некрасивого кадра. Ни одной помойки, грязных дворов, хреновых мостовых... Цель достигнута настроением оператора. Мировой кинематограф начинался с "Прибытия поезда" братьев Люмьер. Архангельское документальное кино начинается с отправления поезда. Конечно, московского... Железнодорожные пути, заканчивающиеся тупиком. Радостные лица отъезжающих, чуть завидующие - провожающих. Тревожные цветные надежды на то, что никогда не поздно начать жизнь заново и тусклая обречённость от скорого возврата в однообразные будни, где всегда нет места непредсказуемости. Поезд трогается навстречу чьей-то мечте, и за ним бегом срывается пацанёнок... На этот раз он остался. Но в следующий обязательно убежит. Потому что в Архангельске исторически нарушена мотивация для достижения успеха и получения удовольствия от жизни.

Как много слов понадобилось мне для описания пролога "Города Ангела". А Оле Красулиной - всего три-четыре плана.

В фильме два лагеря, две точки зрения - "В Москву, в Москву" и "нужен маме хоть такой - всё-таки Архангельск". Первый возглавляет умнейший, парадоксальный, обаятельный историк, архитектор Леонид Левин. Второй - искренний человек, депутат городского совета Дмитрий Акишев. Как-то очень ненавязчиво в этой полемике всплывают такие факты из истории города, о которых то ли не знал, то ли на которые не хотел обращать внимания. И все они работают только на одну мысль: отчего же мы такие бедные и несчастные, если такие умные и красивые? Почему в городской черте нет ни одного гектара территории, которую бы даже с натяжкой можно было считать благоустроенной? Зачем с такой преступной расточительностью Архангельск сорит в окружающее пространство лучшими молодыми специалистами - врачами, музыкантами, программистами, журналистами, актёрами? И лучшим ответом опять-таки один- единственный кадр Красулиной - перспектива Архангельска, снятая с башни-высотки... А вернее, отсутствие перспективы как таковой. Тупик, потолок, достигнув которого, нужно отсылать результаты своей деятельности куда-то туда, где это оценят или просто заметят. Архангельску не нужны нобелевские лауреаты, Оскары и даже Сталинские премии. Ему вполне достаточно среднего уровня и грамоты обкома профсоюзов.

Отдельная пара невольных идеологических противников в фильме - Виктор Панов и Юрий Барашков. Неистово эмоциональный Петрович, который к семидесяти годам не стесняется посыпать голову пеплом и сожалеть об упущенной возможности "удрать, смотаться" из города, "где на хрен не нужны культура и искусство". Как всегда тихий, вкрадчивый Юрий Анатольевич с нарочитым, ни на кого не похожим "особым" мнением и любовью к Архангельску, которая напоминает то ли тихий по-фигизм буддиста, то ли толстовское непротивление злу насилием.

"Добила" мною нежно любимая Люсинька Белявская. Соломбальская красавица, наше "поморское" чудо, которое, очаровательно улыбаясь и прекрасно выглядя, в проброс обронила: "у нас в Швеции..."

К финалу фильма захватили странные ощущения. Нет, не бешенство от часового стояния в маршрутке утром на Ленинградском проспекте. В тисках агрессивно-покорных пассажиров, под аккомпанемент нищего оптимизма дорожного радио. И не истерика от вечерней прогулки по "архангельскому Арбату", когда решил показать друзьям сказочный памятник архангельскому сказочнику, но из-за плохой освещённости вывихнул ногу в какой-то кротовьей норе... Наш Арбат потому и "наш", что его жмотничают как следует снабдить фонарями.

...Просто понял, что дико соскучился по нашему телевидению. У него были особые интонации, сочнейший калейдоскоп мнений, взглядов и ощущений жизни, которыми был напитан "Город Ангела". Я знаю, это дорого. Дико дорого! Для нас. Своё телевидение (не только информационное) сохранили в Калининградской, Воронежской, Белгородской областях, на Дальнем Востоке. У них, вероятно, нефти с алмазами больше. А, может, они просто не собираются в Москву перебираться, а видят перспективу на своей земле...

Почему-то вспомнился очень давний разговор накануне 35-летия АГТРК "Поморье" с её директором Людмилой Серафимовной Филипповой, Царство ей Небесное. Она в очередной раз не давала в командировку какую-то хорошую аппаратуру. Боялась, что испортим. Я спросил в сердцах: "А людей вам не жалко?!" Людмила Серафимовна задумалась и ответила со своей неподражаемой интонацией:

- Очень жалко. Мне всех вас жалко... Такое время наступило, что скоро юбилей будут отмечать не людям, которые здесь работают, а ретранслятору, который будет показывать передачи из Москвы.

Как будто знала...



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя