|
Северный комсомолец
19 декабря 2008 (50)
Светлана ЛОЙЧЕНКО
НЕРАВНОДУШНАЯ КРАСАВИЦА...
В прошлую субботу состоялся творческий к вечер актрисы Архангельского театра драмы
Елены Смородиновой.
Вообще, что это за жанр - творческий вечер? Юбилейный - понятно, туда идут не
столько слушать или смотреть юбиляра, сколько говорить о нем. Творческий, по
логике, предполагает господство актера, который здесь, как выразилась сама Елена
Смородинова, "не прикрытый ролью". Значит, чрезвычайно важно взять нужный тон и
выдержать его до конца.
Елена сразу планку подняла высоко, исполнив песню из репертуара Эдит Пиаф. А в
продолжение - одноактная пьеса. Уже после окончания вечера я выяснила, что это
"Равнодушный красавец" Жана Кокто.
Потом прочитала, что эту пьесу Жан Кокто написал специально для Эдит Пиаф. Сам об
этом он говорил так: "Я написал для Эдит Пиаф что-то вроде длинного романса-
монолога. Женщина говорит и натыкается на китайскую стену газеты, газеты, за
которой в зверской тишине укрывается мужчина..."
Интернет - великое изобретение. Там нашлась эта пьеса в исполнении самой Эдит
Пиаф! Длится она всего 27 минут. (На нашей сцене она шла минут сорок.). Я слушала
ее со странным чувством - когда все понимаешь, не зная языка.
Это был бунт. Бунт великого женского одиночества. Страдание, любовь, ненависть
переплетались воедино и разбивались о беззаботное посвистывание красавца-альфонса,
который и в малой степени недостоин этих чувств. Еще одна печаль - это не имеет
значения...
Ни в коем разе не хочу сравнивать постановку, к которой приложил руку сам Кокто, с
постановкой нашего театра, игру Эдит Пиаф и Елены Смородиновой. Понимаю, что это
некорректно. И всё же о каких-то концептуальных вещах говорить можно. Да и
принялась я искать первоисточники потому, что чего-то недопоняла в нашей
постановке. Потом стало ясно: наши актеры просто разыгрывали ситуацию...
Равнодушного Эмиля играл Андрей Калеев. Он лежал на кровати, прикрывшись газетой,
будто муж, который прячется от жены, моющей с укором полы. А жена его тихонько
пилила, и ему захотелось уйти. Это просто не сходилось с замыслом автора! Поэтому
и обрывались силовые линии, и каждый был сам по себе. И Елена в какой-то момент
стала просто декламировать роль. А ведь это пьеса-романс, когда всё на одном
дыхании, на одном нерве... Как песня.
И всё же чувства, которые рождает эта пьеса, в принципе, понятны. И не только
женщинам... Поэтому к концу первого отделения атмосфера в зале всё же была
создана. Ждали такое же продолжение...
Говорю исключительно о своих личных ощущениях. Мне не нужны были прыгающие дети из
"Вождя краснокожых"! Хотя сами по себе они милы и талантливы и к тому же со
студии, которую ведет Елена. Это здорово. Но давайте в другой раз! Но еще больше
мне не нужна была пародия на Шекспира. К Елене пошлость не пристанет. К Шекспиру -
подавно. А ко мне - приставала! Ведь я пришла в театр открытая и доверчивая -
совсем не ожидала, что меня бабахнут вот этим!
Ну а дальше мне просто не хватало самой Елены. Слишком много говорили, пели,
шутили другие. И я думала, как было бы хорошо, если бы нашелся скульптор и отсек
всё лишнее. Оставил спектакль в первой части, а во второй - песни и стихи, которые
так замечательно исполняет Елена. Было, кстати, очень удачное творческое
партнерство с Виктором Хабаровым. Жаль, мало. А теплые слова, если надо, можно
сказать в конце. Жаль, что аура вечера постоянно разрушалась.
А вообще, сама по себе Елена Смородинова была хороша. Без кокетства и жеманства
общалась с залом, естественно, волновалась, была искренней и талантливой. А еще
обаятельной, трогательной, красивой и неравнодушной. Но вот скульптора не хватило.
В театре это называется - режиссер...
| |