Пресса Архангельской области
 

ArtBaza design studio - дизайн - www.ucontrol.ru/" target="_blank">видеонаблюдение дома. Видеонаблюдение для дома и дачи.


Северный комсомолец
11 апреля 2008 (14)
Светлана ЛОЙЧЕНКО

Европа рубит к нам окно, чтобы бросать в него деньги.

Но мы не готовы их поймать

Вчера в Архангельске закончилась рабочая встреча участников проекта Евросоюза "Северный морской коридор" (СМК). Заграница хотела обсудить с нами практические вопросы создания эффективной транспортной инфраструктуры на Северо-Западе России и Европы, потому что всё дело за нами. У них всё давно готово для сотрудничества с нами в этом выгодном предприятии. И они свою инфраструктуру развивают не просто ежедневно, но и ежечасно. Ведь запуск СМК сулит золотые горы.

Глубоководный порт и "Белкомур" могут сделать Архангельск доходным местом

Только видят эти горы одни норвежцы, а из больших домов Архангельска и Москвы блеска морского золота никак не углядят. Норвежцы раскладывают нам выгоду по полочкам, доказывая, что Европа мечтает о нашем коридоре, потому что порты Балтики не справляются с грузооборотами. Там давно пробки из торговых судов. И наши три объединенных порта Киркенес-Мурманск-Архангельск могли бы стать новым окном для Европы, в которое вместе с грузами потекли бы и деньги. Мурманск близок к Штокману, а Архангельск к Москве через железную дорогу. Всем выгодно. Но дело упирается в создание глубоководного порта.

На него нужны деньги. Но и отдача реальная. Заместитель директора департамента транспорта и связи администрации Архангельской области Владимир Кочуров перспективы очертил. Очень впечатляюще. В прошлом году три субъекта РФ: Республика Коми, Пермский край и Архангельская область - подписали меморандум развития. В его рамках - строительство "Белкомура" и глубоководного района морского порта. При всем этом расстояние от порта до всех промышленных объектов этих регионов сократится на 450-500 км. А это значит, доставка грузов подешевеет и ускорится.

Кроме того, соляные месторождения Пермского края, Архангельский и Сыктывкарский ЛПК и целлюлозно-бумажная промышленность окажутся у железнодорожных путей, ведущих прямо к глубоководному порту. Это прямой выход на внешние рынки. Всё это должно резко простимулировать экономическое развитие наших регионов.

И сам порт станет конкурентоспособным. Сейчас РЖД дает большие скидки на перевозку угля из Архангельска. Но наш порт не может принять то количество угля, которое хотят переваливать через наш порт. Во-первых, порт у нас замерзающий. Во-вторых, расположен он в дельте, которую постоянно замывает песками, а дноуглубительные работы очень дороги. Четыре миллиона тонн песка приносит река сюда ежегодно. В-третьих, морской порт может принимать суда грузоподъемностью только до 20-25 тысяч тонн, с осадкой 9,2 метра. А этого недостаточно. В-четвертых, портовые сборы из-за обязательной ледокольной проводки в зимнее время самые высокие.

В результате Архангельский порт загружен всего на 40 процентов, несмотря на то что другие порты России забиты под завязку. И железные дороги, близкие к портам, тоже повсеместно забиты. А Архангельский участок имеет свободные мощности.

Новый порт, концепция которого была предложена Ленморниипроектом, предполагается устроить в Сухом море. Это в 50 км от порта Экономия. Такое расположение решит практически все проблемы. Вынесенный из дельты порт песками будет заносить значительно меньше. Лед будет покрывать его на полтора месяца позже, чем в дельте. Там смогут принимать суда с грузоподъемностью до 70 тысяч тонн.

На картах минтранспорта нашего Севера нет

Кроме всего перечисленного, имеется возможность стать портовой особой экономической зоной. На 49 лет. Беспошлинность, НДС и акцизы не уплачиваются. И эта свободная экономическая зона будет занята не только перевалкой грузов. Тут и ремонт, и складирование, и упаковка, и биржевая торговля, и оптовая, и переработка водных биологиче-ских ресурсов. Словом, дело доходное.

Перспективы отличные. Но нарисованная цветная картинка вмиг становится черным квадратом, когда на трибуну выходит помощник министра транспорта РФ доктор экономических наук Юлия Зворыкина. В ее докладе, уносящем нас на 20 лет вперед, нет Архангельской области. На ее месте пустота, она не значится ни в каких транспортных схемах. Вообще, этот доклад можно читать во многих аудиториях много лет подряд. Он красив и ни к чему не обязывает. И похож на протокол о намерениях. Можно прожектировать, не двигаясь при этом никуда. Его суть - всё будет хорошо... но не для всех.

Но главная печаль, что ни у одного местного чиновника не возникло к доктору наук ни одного вопроса. Только норвежцы очень удивились, что в развитии Северного морского пути Москва никак не видит Архангельска и Мурманска. Они и спросили помощника министра, как же так вышло? Юлия Зворыкина в свою очередь удивилась вопросу, пожала плечами и не смогла дать достойного ответа. А директору порта Нарьян-Мар на его предложение убрать портовые сборы, чтобы увеличить привлекательность портов, и дать денег на дноуглубительные работы помощник министра ответила, что эти предложения уже неоднократно звучали и могут обсуждаться и дальше.

Другая печаль в том, что и нашим чиновникам, наверное, не очень хочется, чтобы Архангельск развивался и интегрировался в транспорт-ную сеть Евросоюза. Потому что они до сих пор не отправили заявку на создание портовой особой экономиче-ской зоны. Ради нас сроки уже отодвигали на месяц. Но мы снова не успели. Осталось меньше месяца до времени "Ч", и мы вчера снова просили об отсрочке. Имея все ресурсы и возможности, мы всякий раз умудряемся пролетать мимо денег. Так уже было пару лет назад со свободной туристической рекреационной зоной. Не смогли представить богатейший туристическим ресурсом край достойно. Потеряли выгоду. И вот снова на те же грабли тихонечко наступаем, надеясь, что в этот раз пронесет.

Но заграница все еще на что-то надеется. И собирается коридор открыть. Готовится к пробному контейнерному рейсу по маршруту: Амстердам - Абердин - Тромсё (Киркенес) - Мурманск - Архангельск. Его ждет вся Европа. А мы?!

Елена ДОИЛЬНИЦЫНА



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя