Северный комсомолец
11 апреля 2008 (14)
Светлана ЛОЙЧЕНКО
Европа рубит к нам окно, чтобы бросать в него деньги.
Но мы не готовы их поймать
Вчера в Архангельске закончилась рабочая встреча участников проекта Евросоюза
"Северный морской коридор" (СМК). Заграница хотела обсудить с нами практические
вопросы создания эффективной транспортной инфраструктуры на Северо-Западе России
и Европы, потому что всё дело за нами. У них всё давно готово для сотрудничества
с нами в этом выгодном предприятии. И они свою инфраструктуру развивают не
просто ежедневно, но и ежечасно. Ведь запуск СМК сулит золотые горы.
Глубоководный порт и "Белкомур" могут сделать Архангельск доходным местом
Только видят эти горы одни норвежцы, а из больших домов Архангельска и Москвы
блеска морского золота никак не углядят. Норвежцы раскладывают нам выгоду по
полочкам, доказывая, что Европа мечтает о нашем коридоре, потому что порты
Балтики не справляются с грузооборотами. Там давно пробки из торговых судов. И
наши три объединенных порта Киркенес-Мурманск-Архангельск могли бы стать новым
окном для Европы, в которое вместе с грузами потекли бы и деньги. Мурманск
близок к Штокману, а Архангельск к Москве через железную дорогу. Всем выгодно.
Но дело упирается в создание глубоководного порта.
На него нужны деньги. Но и отдача реальная. Заместитель директора департамента
транспорта и связи администрации Архангельской области Владимир Кочуров
перспективы очертил. Очень впечатляюще. В прошлом году три субъекта РФ:
Республика Коми, Пермский край и Архангельская область - подписали меморандум
развития. В его рамках - строительство "Белкомура" и глубоководного района
морского порта. При всем этом расстояние от порта до всех промышленных объектов
этих регионов сократится на 450-500 км. А это значит, доставка грузов подешевеет
и ускорится.
Кроме того, соляные месторождения Пермского края, Архангельский и Сыктывкарский
ЛПК и целлюлозно-бумажная промышленность окажутся у железнодорожных путей,
ведущих прямо к глубоководному порту. Это прямой выход на внешние рынки. Всё это
должно резко простимулировать экономическое развитие наших регионов.
И сам порт станет конкурентоспособным. Сейчас РЖД дает большие скидки на
перевозку угля из Архангельска. Но наш порт не может принять то количество угля,
которое хотят переваливать через наш порт. Во-первых, порт у нас замерзающий.
Во-вторых, расположен он в дельте, которую постоянно замывает песками, а
дноуглубительные работы очень дороги. Четыре миллиона тонн песка приносит река
сюда ежегодно. В-третьих, морской порт может принимать суда грузоподъемностью
только до 20-25 тысяч тонн, с осадкой 9,2 метра. А этого недостаточно.
В-четвертых, портовые сборы из-за обязательной ледокольной проводки в зимнее
время самые высокие.
В результате Архангельский порт загружен всего на 40 процентов, несмотря на то
что другие порты России забиты под завязку. И железные дороги, близкие к портам,
тоже повсеместно забиты. А Архангельский участок имеет свободные мощности.
Новый порт, концепция которого была предложена Ленморниипроектом, предполагается
устроить в Сухом море. Это в 50 км от порта Экономия. Такое расположение решит
практически все проблемы. Вынесенный из дельты порт песками будет заносить
значительно меньше. Лед будет покрывать его на полтора месяца позже, чем в
дельте. Там смогут принимать суда с грузоподъемностью до 70 тысяч тонн.
На картах минтранспорта нашего Севера нет
Кроме всего перечисленного, имеется возможность стать портовой особой
экономической зоной. На 49 лет. Беспошлинность, НДС и акцизы не уплачиваются. И
эта свободная экономическая зона будет занята не только перевалкой грузов. Тут и
ремонт, и складирование, и упаковка, и биржевая торговля, и оптовая, и
переработка водных биологиче-ских ресурсов. Словом, дело доходное.
Перспективы отличные. Но нарисованная цветная картинка вмиг становится черным
квадратом, когда на трибуну выходит помощник министра транспорта РФ доктор
экономических наук Юлия Зворыкина. В ее докладе, уносящем нас на 20 лет вперед,
нет Архангельской области. На ее месте пустота, она не значится ни в каких
транспортных схемах. Вообще, этот доклад можно читать во многих аудиториях много
лет подряд. Он красив и ни к чему не обязывает. И похож на протокол о
намерениях. Можно прожектировать, не двигаясь при этом никуда. Его суть - всё
будет хорошо... но не для всех.
Но главная печаль, что ни у одного местного чиновника не возникло к доктору наук
ни одного вопроса. Только норвежцы очень удивились, что в развитии Северного
морского пути Москва никак не видит Архангельска и Мурманска. Они и спросили
помощника министра, как же так вышло? Юлия Зворыкина в свою очередь удивилась
вопросу, пожала плечами и не смогла дать достойного ответа. А директору порта
Нарьян-Мар на его предложение убрать портовые сборы, чтобы увеличить
привлекательность портов, и дать денег на дноуглубительные работы помощник
министра ответила, что эти предложения уже неоднократно звучали и могут
обсуждаться и дальше.
Другая печаль в том, что и нашим чиновникам, наверное, не очень хочется, чтобы
Архангельск развивался и интегрировался в транспорт-ную сеть Евросоюза. Потому
что они до сих пор не отправили заявку на создание портовой особой
экономиче-ской зоны. Ради нас сроки уже отодвигали на месяц. Но мы снова не
успели. Осталось меньше месяца до времени "Ч", и мы вчера снова просили об
отсрочке. Имея все ресурсы и возможности, мы всякий раз умудряемся пролетать
мимо денег. Так уже было пару лет назад со свободной туристической рекреационной
зоной. Не смогли представить богатейший туристическим ресурсом край достойно.
Потеряли выгоду. И вот снова на те же грабли тихонечко наступаем, надеясь, что в
этот раз пронесет.
Но заграница все еще на что-то надеется. И собирается коридор открыть. Готовится
к пробному контейнерному рейсу по маршруту: Амстердам - Абердин - Тромсё
(Киркенес) - Мурманск - Архангельск. Его ждет вся Европа. А мы?!
Елена ДОИЛЬНИЦЫНА
|