|
Северный комсомолец
9 мая 2008 (18)
Светлана ГАВРИЛОВА
Европа поможет нам "приделать" к закону об образовании руки и ноги
В понедельник в Архангельске снова поднимали тему доступного образования для
детей-инвалидов. На пресс-конференции в "Двине-Информ" общественники, педагоги и
юристы говорили о том, что законы, запрещающие дискриминацию инвалидов, хорошие,
но механизмов их реализации нет. То есть, грубо говоря, нет рук и ног, которыми
тот или иной закон может работать. "Приделать" руки и ноги поможет двухгодичный
проект "Партнерство: путь к инклюзии", который поддержала программа ТАСИС.
Председатель союза общественных объединений инвалидов Николай Мякшин говорит,
что в плане защиты прав людей с ограниченными возможностями мы в последние
четыре года с места не сдвинулись:
- Единственный прогресс - это изменения в законе об образовании. Едва ли не
единственная в России наша область ввела повышенный коэффициент при
нормативно-подушевом финансировании обучения детей-инвалидов в обычных
муниципальных школах. Он больше обычного в 3,4 раза. Хотя тут тоже есть много
вопросов. Если только один, допустим, ребенок будет учиться, то это все равно
копейки. И школа на эти копейки вряд ли сможет организовать ему полноценное
инклюзивное образование.
А я его слушаю и думаю, что инклюзия - это зверь, который кусается, если не
научиться обращаться с ним. Вот когда департамент соцзащиты пытался закрыть
архангельское профессиональное училище интернатного типа, что на улице Дачной
(мы писали об этом в номере от 25 января, "Они занимают слишком много места") -
чиновники к чему апеллировали? "Вы же боретесь за включенное обучение, пусть
дети-инвалиды и учатся не в интернате, а в обычных училищах!" Чему, в каких
условиях... Или еще пример, который приводит заведующая кафедрой логопедии
Института развития ребенка ПГУ Елена Шлай: сегодня специальное образование для
детей с задержкой психического развития и нарушениями речи заканчивается на
уровне 4-го класса. А потом их инклюзируют в массовые классы. Просто, без особых
условий и сопровождения. А в результате дети в лучшем случае плетутся в
троечниках.
Юрист областного отделения всероссийского общества глухих Елена Шинкарева
констатирует: не хватает необходимых законов. Вернее, они вроде бы и есть:
прописано же в законе об образовании право любого ребенка учиться в школе по
месту жительства, а в законе о социальной защите инвалидов, что должна быть
обеспечена доступность среды. Но на деле-то как?
- Чтобы попасть в школу, нужно как-то минимум десять ступенек пройти, - разводит
руками Шинкарева. - Или вот здание нашего областного Собрания депутатов. У входа
есть пандусы. Инвалид на коляске даже сможет пройти через вахту, даже, наверное,
коляска поместится в один из лифтов. Но поднялся человек на восьмой этаж в зал,
где проходят сессии - и что ему остается? Только скатиться кубарем по ступенькам
зала. Подумайте: если мы завтра выберем депутатом областного Собрания человека с
инвалидностью - как он будет работать? Когда мы сможем решать эти вопросы -
тогда мы сможем сказать, что заработали хорошие и нужные нам законы.
Заставить закон заработать - это, наверное, не только определить источники
финансирования. Это - найти добрую волю его исполнять. Добрую волю нужно найти у
педагогов, у администраций обычных школ, у родителей детей-инвалидов и у
родителей здоровых детей. Массе людей перестроить психологию...
И в этом году, осенью, если всё сложится нормально, в Архангельске начнет
работать проект "Партнерство: путь к инклюзии". Мы будем пятым регионом, который
за него возьмется (еще его будут реализовывать Москва, Санкт-Петербург, Ухта и
Томск). Помимо обучающих семинаров о методах, приемах, условиях работы с особыми
детьми, помимо информационных акций, видеоконференций и учебной поездки в
Великобританию, проект - это открытие экспериментальной площадки, на которой
станут отрабатывать инклюзию. Пока неизвестно, правда, на базе какой школы будет
открыта площадка. Сначала нужно опросить родителей детей-инвалидов: насколько
инклюзивное образование нужно им. Потом - школы: насколько они готовы принять
таких детей. Выбрать для площадки школу из тех, которые согласятся.
А вот согласятся, уверена Елена Шлай, которая входит в междисциплинарную команду
проекта, далеко не все. Николай Мякшин добавляет: вот выделялись же деньги на
оборудование архангельских школ "под" физическую доступность. Заявки подали
только две школы - 5 и 8...
Светлана ГАВРИЛОВА
| |