Пресса Архангельской области
 



Северный комсомолец
9 мая 2008 (18)
Светлана ГАВРИЛОВА

Европа поможет нам "приделать" к закону об образовании руки и ноги

В понедельник в Архангельске снова поднимали тему доступного образования для детей-инвалидов. На пресс-конференции в "Двине-Информ" общественники, педагоги и юристы говорили о том, что законы, запрещающие дискриминацию инвалидов, хорошие, но механизмов их реализации нет. То есть, грубо говоря, нет рук и ног, которыми тот или иной закон может работать. "Приделать" руки и ноги поможет двухгодичный проект "Партнерство: путь к инклюзии", который поддержала программа ТАСИС.

Председатель союза общественных объединений инвалидов Николай Мякшин говорит, что в плане защиты прав людей с ограниченными возможностями мы в последние четыре года с места не сдвинулись:

- Единственный прогресс - это изменения в законе об образовании. Едва ли не единственная в России наша область ввела повышенный коэффициент при нормативно-подушевом финансировании обучения детей-инвалидов в обычных муниципальных школах. Он больше обычного в 3,4 раза. Хотя тут тоже есть много вопросов. Если только один, допустим, ребенок будет учиться, то это все равно копейки. И школа на эти копейки вряд ли сможет организовать ему полноценное инклюзивное образование.

А я его слушаю и думаю, что инклюзия - это зверь, который кусается, если не научиться обращаться с ним. Вот когда департамент соцзащиты пытался закрыть архангельское профессиональное училище интернатного типа, что на улице Дачной (мы писали об этом в номере от 25 января, "Они занимают слишком много места") - чиновники к чему апеллировали? "Вы же боретесь за включенное обучение, пусть дети-инвалиды и учатся не в интернате, а в обычных училищах!" Чему, в каких условиях... Или еще пример, который приводит заведующая кафедрой логопедии Института развития ребенка ПГУ Елена Шлай: сегодня специальное образование для детей с задержкой психического развития и нарушениями речи заканчивается на уровне 4-го класса. А потом их инклюзируют в массовые классы. Просто, без особых условий и сопровождения. А в результате дети в лучшем случае плетутся в троечниках.

Юрист областного отделения всероссийского общества глухих Елена Шинкарева констатирует: не хватает необходимых законов. Вернее, они вроде бы и есть: прописано же в законе об образовании право любого ребенка учиться в школе по месту жительства, а в законе о социальной защите инвалидов, что должна быть обеспечена доступность среды. Но на деле-то как?

- Чтобы попасть в школу, нужно как-то минимум десять ступенек пройти, - разводит руками Шинкарева. - Или вот здание нашего областного Собрания депутатов. У входа есть пандусы. Инвалид на коляске даже сможет пройти через вахту, даже, наверное, коляска поместится в один из лифтов. Но поднялся человек на восьмой этаж в зал, где проходят сессии - и что ему остается? Только скатиться кубарем по ступенькам зала. Подумайте: если мы завтра выберем депутатом областного Собрания человека с инвалидностью - как он будет работать? Когда мы сможем решать эти вопросы - тогда мы сможем сказать, что заработали хорошие и нужные нам законы.

Заставить закон заработать - это, наверное, не только определить источники финансирования. Это - найти добрую волю его исполнять. Добрую волю нужно найти у педагогов, у администраций обычных школ, у родителей детей-инвалидов и у родителей здоровых детей. Массе людей перестроить психологию...

И в этом году, осенью, если всё сложится нормально, в Архангельске начнет работать проект "Партнерство: путь к инклюзии". Мы будем пятым регионом, который за него возьмется (еще его будут реализовывать Москва, Санкт-Петербург, Ухта и Томск). Помимо обучающих семинаров о методах, приемах, условиях работы с особыми детьми, помимо информационных акций, видеоконференций и учебной поездки в Великобританию, проект - это открытие экспериментальной площадки, на которой станут отрабатывать инклюзию. Пока неизвестно, правда, на базе какой школы будет открыта площадка. Сначала нужно опросить родителей детей-инвалидов: насколько инклюзивное образование нужно им. Потом - школы: насколько они готовы принять таких детей. Выбрать для площадки школу из тех, которые согласятся.

А вот согласятся, уверена Елена Шлай, которая входит в междисциплинарную команду проекта, далеко не все. Николай Мякшин добавляет: вот выделялись же деньги на оборудование архангельских школ "под" физическую доступность. Заявки подали только две школы - 5 и 8...

Светлана ГАВРИЛОВА



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя