|
Северный комсомолец
9 мая 2008 (18)
Елена ДОИЛЬНИЦЫНА
Кто написал "Обломова"? Марк Твен?
В школе отменили выпускные сочинения. И устный экзамен по литературе скоро
станет тестом, для выполнения которого читать и думать совсем не обязательно.
Это сообщение ударило почти физически больно. Из истории, что в школе проходят,
уже навыкраивали Бог знает чего. Русская литература превратилась почти во
вспомогательный предмет. Родному языку уже не учат так тщательно и с любовью,
как прежде.
Когда начинаешь думать об этом, в голове тут же всплывает строчка из недавно
очень популярной песни. "А я теряю корни..." И внутри холодеет. Ведь это те
предметы, которые воспитывают гражданина, на которых ты испытываешь гордость за
то, что ты россиянин. И чувство причастности к великой стране приподнимает над
землей. Ведь ты - кусочек той Руси, той земли, из которой проклюнулись и выросли
Пушкин, Ломоносов, Суворов, Достоевский и другие столпы и гении. А еще ты
узнаешь и начинаешь стыдиться чудовищ, рожденных нашей же землей, нашими же
матерями. Без них история неполная, и это тоже твои корни. И о них надо знать,
чтобы страшная история не повторялась.
Алгебра, химия, физика с информатикой, астрономией и биологией дают научную
базу, на которой может подняться гениальный изобретатель, ученый, инженер,
другой отличный профессионал. И без них никуда. Но литература с историей и
родным языком лепят душу, воспитывают сердце, они человека рождают в муках. С
первого класса в голове укореняется школьная прогульщица Нина Карнаухова,
которую в конце концов загрызла беспощадная совесть. И гайдаровский же горячий
камень, дающий новую жизнь... которая не нужна тому, кто свою прожил достойно.
А потом приходит Лермонтов со смелым и обличительным: "Вы, жадною толпой стоящие
у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, пред вами
суд и правда - всё молчи!.." И ты понимаешь, что молчать - это преступление.
Надо говорить власти правду в глаза, ведь он смог! Наверное, потом многие
пересмотрят эти свои детские порывы. Но очень важно, что они были тогда, когда
рождались твое сердце и душа! И, скорее всего, в критической ситуации ты
поступишь правильно, даже если во вред себе. Потому что были в твоей жизни
Лермонтов, Гоголь, Некрасов и Чернышевский.
А сколько жизненных моделей и судеб перепробовали мы на уроках литературы. Как
мы злились на Наташу Ростову, посвятившую себя пеленкам и мужниным проблемам,
как спорили о Печорине, жалели убийцу Раскольникова, как восхищались Дубровским.
Так мы примеряли на себя кусочки настоящей жизни и находили на ощупь ту модель,
что подходила лично тебе. Помню, как раздирал меня Базаров, жутко нравившись и
одновременно пугая фанатичным нигилизмом. А в сочинениях мы думали и рассуждали,
делали свои выводы. Неуклюже, но уверенно отстаивали личную точку зрения.
Неужели всего этого не будет у наших детей и внуков?! Нет! Тогда мы их просто
потеряем, меж нами ляжет Большой американский каньон. Он уже ширится и глубится.
Потому что телевизор и прокат почти сплошь штатовские, и преклонение перед
тамошней дутой свободой, мало кем из молодежи испытанной, живет и крепнет в
детских головах. У наших детей уже не наши герои, их восхищают человеки-пауки.
Спасали уроки литературы. Хотя уже нынешние студенты с трудом отличают Льва
Толстого от Алексея и Чехова путают с Островским, но им выпал Булгаков, они
знают хотя бы его.
В прежние годы вся страна прилипала к экранам, чтобы узнать темы выпускного
сочинения, о чем предложено выпускникам писать в этом году. Ведь это и
государственная идеология тоже. Мы, к примеру, в своем 80-м могли писать о
"Малой Земле" Брежнева. Беспроигрышный пятерочный вариант. Но из двух классов
нашей выпускной параллели эту тему взяла лишь одна двоечница. Остальные в
основном писали о Пушкине. И это был наш первый ответ той коммунистической
власти.
А что теперь? Вместо экзамена по литературе тест: кто написал роман "Обломов"... и
три возможных ответа: а. Марк Твен, б. Джек Лондон, в. Иван Гончаров. Жутковато
будет смотреть, куда ткнут мои внуки.
Елена ДОИЛЬНИЦЫНА
| |