Северный комсомолец
3 апреля 2009 (12)
Андрей МУРАШОВ
Когда пряники кончились...
Возможное обсуждение в Правительстве вопроса об отмене вывозных пошлин на круглый лес по сути будет означать дискуссию об отказе
от реализации весьма амбициозных планов по развитию отечественного ЛПК. По крайней мере, в краткосрочной перспективе. Но надо
понимать, что любая пауза в развитии отрасли может привести к потере остатков конкурентоспособности отечественного леспрома,
особенно на внешних рынках, и возвращению к роли поставщика сырья, от которой так долго пытались уйти.
Напомним, что почти два года назад федеральными властями было принято принципиальное решение об ускорении развития и модернизации отечественного ЛПК. Естественно,
приоритет был отдан углубленной переработке древесины. С сугубо государственной точки зрения подход абсолютно оправданный: чем "глубже" производственная цепочка, тем
больше добавочной стоимости, больше рабочих мест, а стало быть, больше налоговых отчислений.
Напомним, что, согласно стратегии развития ЛПК России, к 2012 году объем реализации отечественной продукции должен был увеличиться почти наполовину и достигнуть 30
миллиардов долларов, а к 2020 этот показатель должен составить 51 миллиард! Соответственно скачкообразно выросла бы и доходность одного кубометра леса: с нынешних 105 долларов
до 173 в обозримом будущем.
Но для обеспечения этих по-хорошему амбициозных планов требовалось две вещи: инвестиции и сырье. При этом, по некоторым оценкам, только для нашей области потребность в
сырье оценивалась в 15 миллионов кубометров.
Инвестиции - тема отдельная. А как одну из мер сокращения сырьевого дефицита Правительство решило плавно, но упорно повышать вывозные пошлины на круглый лес. В итоге с
января 2009 года они стали, по сути, заградительными, сделав почти бессмысленным экспорт необработанного сырья.
Надо отметить, что пошлины сработали. Во всяком случае, по официальным данным, к 2008 году наметилось серьезное снижение экспорта необработанного сырья (см. таблицу).
Динамика экспорта лесобумажной продукции через зону деятельности Архангельской таможни за период с 2005 по 2008 годы, рост вывозных пошлин повлек за собой и снижение
объемов "черных", нелегальных заготовок. Пиратам оказалось просто невыгодно вести свой бизнес: объемы предложения на внутреннем рынке выросли, это привело к снижению цен
на сырье. А высокие цены на горюче-смазочные материалы еще сильнее увеличили шаг этих "ножниц".
При этом надо понимать, что для нашей области вывоз кругляка всё же не был приоритетным. Как раз в силу достаточной развитости перерабатывающих предприятий, вертикальной
интегрированности производственных цепочек почти всё сырье, заготавливаемое в регионе, потреблялось собственными переработчиками. Более того, комбинатам даже приходилось
ввозить сырье из-за пределов области.
ПОМАНИЛИ...
Правда, не от хорошей жизни, признаем честно. Просто потому, что легкодоступная лесосека была почти полностью освоена, идти в лесные массивы даже крупные холдинги в
одиночку побаивались: слишком велики затраты на обустройство инфраструктуры.
Собственно, именно на этом и строился расчет государства - стимулировать лесопромышленников к освоению новой лесосеки. Как водится, кнутом и пряником. Пряник был сладкий
- преференции при выделении лесных участков. Плюс бюджетное софинансирование, компенсация процентных ставок по кредитам и так далее.
Понятно, что для этого требовалось время. Собственно, заградительные пошлины на экспортируемое сырье и требовались для того, чтобы "закрыть" временной лаг. При этом
подразумевалось, хотя и не озвучивалось, что сырье внутри России станет межрегиональным товаром.
Правда, в этой схеме малый бизнес как самостоятельный игрок практически выводился. Ему предлагалась роль подрядчика. То есть распространенная на Западе схема, при которой
вокруг крупного предприятия формируется этакая сфера из малых фирм и частников.
Как и следовало ожидать, понравилась это не всем. Тем не менее схема начала работать - первые инвестпроекты были утверждены прошлым летом. В нашем регионе статус
приоритетных получили пять таких проектов. Но тут случился кризис.
ЧТО СОСЕДЯМ ХОРОШО...
Именно в качестве антикризисной меры руководители двух областей, Ленинградской и Вологодской, и предложили отказаться от высоких вывозных пошлин на кругляк. Это
предложение они выдвинули на совещании в Северо-Западном полпредстве, работой которого руководил вице-премьер Виктор Зубков.
Как отметил Вячеслав Позгалев, из-за высоких пошлин на экспорт не может быть отправлено семь миллионов кубометров. По его мнению, если эти пошлины отменить, то в ЛПК
будет сохранено до трех тысяч рабочих мест, а сами лесники получат около трех миллиардов рублей доходов.
Ленинградский губернатор Валерий Сердюков был более откровенен: что регион не имеет достаточных мощностей по переработке лесной продукции, но экспортировать ее не может.
В итоге финский рынок может быть потерян, подчеркнул он. Добавим, что речь в данном случае надо вести о рынке сырья!
Впрочем, сами финны об этом говорят уже два года. И их понять можно: по сути, целый сегмент экономики наших соседей жил за счет России: покупал у нас сырье и продавал
высококачественную бумагу, а то и полиграфию. Естественно, уровень прибавочной стоимости можно даже не сравнивать...
Подчеркнем, что никаких конкретных обещаний Зубков не давал. Но отметил, что это предложение будет обсуждаться в Правительстве.
На наш взгляд, снижение или полная отмена вывозных пошлин на кругляк, если говорить откровенно, хороша только для некоторых регионов Северо-Запада. При этом она может
обернуться настоящим крахом для лесоперерабатывающих предприятий сибирских и дальневосточных регионов.
...ТО ДЛЯ НАС НЕВЫГОДНО?
Правда, наши опасения разделяют далеко не все. Скажем, наш собеседник, пожелавший сохранить анонимность, уверен, что ничего страшного в этом нет:
- Наш ЛПК сейчас не нуждается в больших объемах сырья: спроса на продукцию всё равно нет. А работать на склад - бессмысленно. Очевидно, что о планах по увеличению
объемов производства можно забыть на 5-7 лет. Зачем развивать производство в кризис? - недоумевает он.
Впрочем, другие наши собеседники более осторожны в оценках.
- Отмена пошлин вряд ли серьёзно скажется на экономике и сырьевой безопасности архангельских перерабатывающих предприятий. Во-первых, у нас достаточно велика интеграция
лесопромышленных компаний, и более-менее крупным леспромхозам поставить древесину "налево" зачастую просто невозможно.
Предприятия поменьше или независимые, думаю, поддержат эту меру Правительства, так как у них вырастет не только рублёвая, но и валютная выручка. И где-то это позволит
пережить кризис, но далеко не всем, - считает главный редактор "Лесных новостей" Александр Гревцов, - также стоит заметить, что отмена пошлин вряд ли даст 100-процентный
положительный результат лесной отрасли. Меры слишком запоздалые: основные покупатели российского кругляка к началу 2009 года либо затоварились сырьём, либо перестроили
цепочки поставок из других регионов мира, либо просто закрылись из-за неэффективной работы.
О временной отмене пошлин как спасительном шаге для некрупных лесозаготовительных предприятий говорит и директор по управлению лесозаготовительными предприятиями ООО
"УК "Соломбалалес" Владимир Дрочков.
- Сейчас, когда внутренний рынок наполнен лесоматериалами, а их сбыт внутри страны резко сузился, эта мера поможет лесозаготовителям пережить кризисные времена, -
отмечает он, - в принципе сейчас и многие крупные холдинги не нуждаются в сырье со стороны, и некоторые из них тоже воспользуются возможностью экспортировать круглый лес,
чтобы как-то восполнить убытки, получаемые от производства продукции более глубокой переработки. Однако можно спрогнозировать, что отмена вывозных пошлин вызовет
повышение цен на лесоматериалы и на внутреннем рынке. Поэтому, когда российским переработчикам снова потребуется лес, он может оказаться им недоступен - уже из-за высокой
цены.
Однако если отмена пошлин - это цена за спасение лесозаготовительной отрасли, пошлины нужно отменять или хотя бы снижать. Важно только, чтобы эта мера была действительно
временной.
Сдержанность в оценках вполне понятна. В условиях кризиса крайне сложно прогнозировать последствия тех или иных действий. Кроме того, уже понятно, что вопрос отмены
пошлин, несмотря на всю свою "незначительность", относится, скорее, к проблемам политическим, нежели сугубо экономическим. По сути, Федеральное правительство поставлено
перед выбором: либо сиюминутные выгоды, связанные со спасением малого бизнеса, либо долгоиграющие инвестиции, которые окупятся даже не завтра, но позволят занять
лидирующие позиции в посткризисном мире.
Возможным выходом из этой непростой ситуации была бы некая дифференциация вывозных пошлин, в зависимости от вида древесины. Скажем, обнулить ставку на лиственные
породы, но сохранить заградительные барьеры на древесину хвойных пород. Такой подход позволил бы жить по принципу "и волки сыты, и овцы целы" - по крайней мере, в
ближайшие годы.
Андрей МУРАШОВ,
Фонд "Перспектива"
|