Пресса Архангельской области
 



Северный комсомолец
3 апреля 2009 (12)
Ирина СИДОРОВА

"Синема, синема, от тебя мы без ума!"

КОРОЛЬ, ГДЕ ТВОЁ КОРОЛЕВСТВО?

Единственное, что сохранилось сегодня от знакомого с детства кинотеатра "Север", так это чудом уцелевшие над крышей здания слова: "Кино "Север" театр". Буквы эти уже давно не светятся неоном, но их силуэты над фронтонам крыши в вечернем небе напоминают корону старого короля, потерявшего своё королевство. То самое, о котором мы с восторгом пели: "Синема, синема, от тебя мы без ума". Я мысленно сбрасываю зеленую ремонтную сетку с обветшалого здания. И тотчас память сердца снимает завесу в четыре десятка лет...

И вижу я людей, их много, дети с родителями, девушки и парни. Все они направляются туда, откуда уже слышны звуки музыки. Это наш любимый оркестр, который играет, словно приветствуя каждого, кто входит в кинотеатр. Кто-то занимает места в зале перед оркестром, чтобы послушать концерт. Другие устремляются в буфет, где их ждет мороженое: эскимо на палочке и сливочное в вафельных стаканчиках. Но вот подают звонки, зрители рассаживаются на свои места, хлопая и скрепя старенькими деревянными сиденьями. Вокруг приятное оживление. И наступает момент, когда тяжелый бархатный бордовый занавес начинает медленно раздвигаться, обнажая загадочную белизну экрана. И вмиг всё забылось, отодвинулось куда-то...

Посещение кино было в 60-х одним из любимых увлечений. Один только фильм "Человек-амфибия" собрал в нашей стране сто миллионов зрителей. Среди них конечно же были и мы... Кто-то ходил на фильм по нескольку раз, чтобы запомнить слова песни: "Нам бы, нам бы, нам бы, нам бы всем на дно..." Другие - чтобы полюбоваться необычными для того времени подводными киносъемками. Третьи, среди них была и я, наслаждались игрой очаровательных актеров: Анастасии Вертинской и Владимира Коренева. Кстати, Вертинская исполняла все трюки под водой без дублерши. И это вызывало у нас восторг!

Архангельск 60-х был богат кинотеатрами и кинозалами. Кроме "Севера" в центре города действовали кинотеатры "Мир", "Искра" и "Молодежный" (он стоял на месте нынешнего Пенсионного фонда). А дальше в Соломбале - "Революция", в Маймаксе - "Октябрь", на Сульфате - "Заря", а на Майской Горке - "Луч". Уютный деревянный кинотеатр "Летний", утопая в зелени акаций и тополей, стоял по Обводному, недалеко от насыпи. Там "катили" замечательные фильмы. В "Летнем" я смотрела "Гамлета" Григория Козинцева с Иннокентием Смоктуновским и Анастасией Вертинской в главных ролях. Позже всей семьей в этом кинотеатре мы смотрели "Ромео и Джульетту" итальянского режиссера Франко Дзеферелли.

А еще в каждом, самом скромном, "очаге культуры" ежедневно зажигался киноэкран. Это давало нам возможность выбора: посмотреть сегодня "Ночи Кабирии" в Доме офицеров, "Письмо незнакомки" в Доме строителей или "Леди Гамильтон" в Доме работников просвещения.

Только вот загвоздка: на самые заманчивые фильмы дети до 16 лет не допускались. И контролерши у входа в зал строго за этим следили. На какие только ухищрения мы не шли, чтобы попасть на "запретный фильм". Взбивали на головах грандиозные "бабетты", отчаянно подводили черной тушью глаза, красили ресницы. И это срабатывало.

В школе у нас шефами были пограничники. Однажды они пригласили нас в свой клуб (а был он в стенах еще не восстановленного Никольского храма) на замечательный фильм "Сорок первый" Григория Чухрая. Это было моё первое потрясение в кино. С того самого момента у меня появился кумир - актер Олег Стриженов. Славянский тип красоты, тонкая благородная душа, драматическая судьба героя - всё это дивно соединилось в нем на экране.

В газетных киосках продавались фотографии актеров отечественного кино. Их издавало Бюро пропаганды советского киноискусства огромными тиражами, до 500 тысяч экземпляров. У девочек нашего поколения было увлечение "собирать артистов". Мы даже играли в такую игру: "Отправь по указанным адресам четыре фотографии артистов, и тебе через две недели пришлют уже 16! Не подведи! С нами играют ребята из Чехословакии, Польши и Болгарии..." Да, были времена... Как добрая память о них у меня остался альбом с фотографиями актеров советского кино.

МОИ ЛЮБИМЫЕ ЗВЕЗДЫ ЭКРАНА

Отечественное кино тех лет подарило миру много замечательных экранизаций русской классики: "Дама с собачкой", "Метель", "Гамлет", "Дворянское гнездо", "Анна Каренина", "Преступление и наказание". Не могу не назвать "Неоконченную пьесу для механического пианино" Никиты Михалкова, мой любимейший фильм.

Событием в жизни каждого из нас стал вышедший на экраны четырехсерийный фильм "Война и мир" Сергея Бондарчука. Его посмотрели все. У нас в школе снимали уроки, и мы культпоходом шли в кинотеатр "Север". С каким волнением ждала я встречу на экране с моей любимой героиней Наташей Ростовой в исполнении никому неизвестной тогда Людмилы Савельевой. В картине жила красота русского национального характера. Красота русского пейзажа, и русской национальной охоты, и народного танца. Всё это мы воспринимали как откровение о России. После просмотра фильма многие взялись за романы Толстого.

Самой популярной из зарубежных киноактрис у нашего поколения была роскошная красавица Софи Лорен. Она получила приз за лучшее исполнение женской роли в фильме "Брак по- итальянски" на IV международном кинофестивале в Москве. А после выхода фильма на наши экраны Софи Лорен была признана лучшей киноактрисой года на конкурсе читателей журнала "Советский экран". Мы старались не пропустить ни одного фильма с её участием: "Вчера, сегодня, завтра", "Любовь под вязами", "Затворники Альтоны".

Пожалуй, не меньший интерес, чем "Брак по-итальянски", вызвал фильм "Подсолнухи" Витторио де Сика с участием Софи Лорен, Марчелло Мастрояни и Людмилы Савельевой. К тому же ряд эпизодов итальянской картины снимался на Украине, в селе Чернечий Яр, что рядом с прославленной Николаем Васильевичем Гоголем Диканькой.

В те годы на мировом киноэкране царствовали Софи Лорен, Джина Лолобриджида и Брижитт Бардо. Но ни одна из них не затмила в моей душе очарование актрисы, которая принесла на экран совсем иной образ женской красоты. Я вижу как сейчас невероятные бездонные глаза Анук Эме. В них отражалась красота души героинь, созданных актрисой на экране. Она дивно сыграла роль Луизы в фильме "8 ?" Федерико Феллини. Очарование Анук Эме пришло ко мне с фильмом "Мужчина и женщина" Клода Лелуша. Этот пленительный фильм мы

Ирина СИДОРОВА



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя