Пресса Архангельской области
 


Северный комсомолец
28 мая 2010 (18)
Марина ТРЕТЯЧЕНКО

УНЫЛЫЙ ОСТРОВ

Жанна Коробова - выпускница 9-го класса школы 62, что в Соломбале. На учебу Жанна каждый день добирается на теплоходе с Хабарки. На острове есть школа, но она девятилетка, и родители решили отдать дочь в солобальскую еще с пятого класса, чтобы, как говорит сама Жанна, потом не привыкать.

Во вторник, 25 мая, для неё, равно как и для её сверстников с Хабарки, прозвенел последний звонок.

Репортаж с острова Хабарка читайте в рубрике "Окраина"

Кажется, что на Хабарке время остановилось. Здесь нет наркоманов и дети не курят. Но 80 процентов взрослых пьют.

С тех пор как на Хабарке, провалившись в колодец-антисептик, погибла пятилетняя Ира Игнатьева, минуло уже больше года (17 мая была годовщина той страшной трагедии). За это время на острове наглухо заколотили все подобного рода дыры, и это, пожалуй, единственное, что отличает остров нынешний от острова годовалой давности, хотя жизнь не стоит на месте. Но кажется, что на Хабарке время остановилось. Унылый остров, как и прежде, встречает деревянным бараком (бывший склад пиломатериалов, на Хабарке в свое время был лесозавод) с окнами, кое-где забитыми досками, а где-то и вовсе пустыми, и большущей надписью: "Не разбирать! Штраф".

РЕЙС ЗАБРАЛИ И ВЕРНУЛИ

Полусгоревшие и полуразобранные, никому не нужные здания встречаются и по мере продвижения в глубь острова. До теплохода, который вернет нас обратно на "большую землю", а идет он от Соломбальского причала, остается порядка полутора часов. И больше до обеда рейсов нет. С транспортом здесь беда, о которой, впрочем, знают и депутаты, и чиновники. В свое время жители острова даже писали им открытое письмо. Случилось это после того, как был отменен рейс в 15 часов 20 минут. Как раз в это время возвращались домой на остров учащиеся школ и ПТУ.

"Пассажирам, среди которых много детей, стариков и больных, приходится долгое время ждать под открытым небом. Из-за дождя и холода все простывают. К единственному строению, где можно спрятаться от дождя и пронизывающего ветра, не подойти. Там стоит жуткая вонь. Еще одно нововведение: теплоход хоть и стоит у причала, но пассажиров на него не пускают, ссылаясь на технику безопасности", - это цитата из того самого письма.

Сейчас, рассказывают жители Хабарки, рейс вернули, но добиться того, чтобы теплоход ходил чаще, им так и не удалось.

- В прошлом году мы бились и бились. К Поповой обращались (глава администрации Соломбальского округа. - Прим. ред.), но так ничего и не вышло, - говорит директор местной 48-й школы Ольга Котлова.

Для Ольги Аркадьевны это не просто личная проблема. Она уже не помнит, когда в последний раз возила школьников в музеи и другие культурные заведения. Помимо того что ходит теплоход редко, еще и билеты на него дорогие.

- После того, как завод распался, родители многих наших детей зарабатывают мало. Но в город всё равно стараемся выбираться. Вот 19 мая выезжали на мероприятие. Так пришлось еще уйму времени в городе болтаться, пока ждали обратный теплоход, - рассказывает Ольга Аркадьевна.

Впрочем, и это не последнее неудобство. Осенью и весной приходит в аварийное состояние причал в Соломбале, и до "большой земли" жители Хабарки добираются на теплоходе через 14-й лесозавод или Мосеев остров.

"ДВОЕ КУРИЛИ, ДВОЕ СМОТРЕЛИ, И ЭТО БЫЛО ЧП"

Основная общеобразовательная школа 48 встречает портретом Президента Дмитрия Медведева в фойе и белыми бантами. Во вторник, 25 мая, для здешних девятиклассников прозвучал последний звонок. В этом году их 13 человек. Не успеваем опомниться, как директор Ольга Котлова уводит нас к себе в кабинет и начинает рассказывать, каково жить на Хабарке.

По словам Ольги Аркадьевны, очень хорошо, что школа, которой она руководит, малокомплектная, потому что классы маленькие, а в них каждый ребенок под контролем.

- Я каждого вижу - кто журналистом будет, кто врачом, - говорит директор.

По её словам, на острове нет наркомании и дети не курят, но если такое случается - значит, педагоги недоглядели.

- Тут как-то двое курили, а двое смотрели, так это было ЧП, - рассказывает Ольга Котлова.

По словам Котловой, школа на Хабарке - единственный культурный центр, других нет. Для школьников, правда редко, здесь проводятся дискотеки, но остальной молодежи острова вход сюда строго запрещен.

- А если ко мне пьяные с бутылками придут, что я тогда буду делать? У нас милиции нет, - говорит Ольга Аркадьевна.

А КЛУБ КУПИЛ БАНК

Еще совсем недавно дискотеки для всего поселка проходили в местной столовой (близ нее, кстати, находится колодец, в котором погибла Ира Игнатьева), но там, говорит Ольга Котлова, было опасно: здание являлось неблагополучным с точки зрения пожарной безопасности. А после случившегося с Ирой, по словам Ольги Аркадьевны, дискотеки там и вовсе прекратились.

Вот уже много лет на острове нет клуба. Его здание, после того как разорился завод, купил какой-то банк, и до сих пор, говорит Ольга Котлова, никто не может выкупить его обратно. И желающей развлекаться молодежи путь один - на теплоход и в город. Выпускница Настя Еремеева, например, так и делает. Настя рассказывает, что на Хабарке никогда не гуляет, а садится на теплоход и едет в Соломбалу или центр города. Правда, успеть нужно к половине одиннадцатого вечера: в 22.40 из Соломба-лы на Хабарку идет последний теплоход.

КТО КУПИТ ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ?

Не вызывает у Ольги Котловой оптимизма и новый закон о реформе бюджетных учреждений. Тот самый, что обещает сделать образование детей дешевле для родителей, поскольку не будет давать возможности школам взимать поборы за оказанные государством услуги. Напомним, что закон предоставляет бюджетным учреждениям право заниматься деятельностью, приносящей доход, которым они смогут распоряжаться самостоятельно.

- Мы боимся, что "полетим", когда в школе будут введены платные услуги. Нет, мы, конечно, найдем, какие платные услуги нам оказать, но смогут ли родители наших детей их купить? - переживает директор.

В хорошие времена детский сад на Хабарке существовал отдельно от 48-й школы, но потом лесозавод развалился, и было принято решение, как это теперь говорят, минимизировать расходы. Но даже присоединенному к школе саду родители рады. Попасть в него, по словам Ольги Котловой, гораздо легче, чем в городской. И даже ясельная группа есть - с двух, а то и с полутора лет, правда, сейчас она переполнена.

Но чего на Хабарке в настоящий момент нет, так это работы. Многие ездят в город. А если хочется ближе к дому, то выбор, как и на других окраинах, невелик: женщины могут устроиться разве что продавцами, а мужчины - охранниками.

"80 ПРОЦЕНТОВ ХАБАРКИ ПЬЕТ"

- Семей неблагополучных у нас много. Каждый год идет лишение родительских прав, - продолжает Ольга Котлова.

Но тут же поправляется:

- Но каждый ребеночек у нас на контроле.

Как тут не вспомнишь трагедию семьи Игнатьевых? Под чьим контролем была пятилетняя Ира, что с ней такое случилось?

Ольга Аркадьевна отвечает, не задумываясь:

- Семья была неблагополучная. Бабушка запойная. Мама, Ольга,- та, наоборот, всё бегала, работала. А муж Сашка то работает, то нет. Часто его с пивом на улице вижу. Да 80 процентов Хабарки пьет!

Виснет пауза. Ольга Котло-ва достает какие-то бумаги. Пока что-то в них старательно ищет, рассказывает, что Ольга Игнатьева приезжая, а вот муж Александр свой, с Хабарки, 48-ю школу оканчивал. Наконец отрывается от бумаг:

- Нашла, грузчиком он числится.

На вопрос: "Оправилась ли семья от горя?" - Ольга Кот-лова отвечает:

- Оправились. Ольга вообще молодец. Да и некогда ей. У неё еще двое маленьких девчонок.

ЧТОБЫ СТАТЬ ИСКУССТВОВЕДОМ

- Вот тут у нас кабинет психолога, - это Ольга Аркадьевна устроила нам экскурсию по школе. Как позже выяснится, скоро кабинет работать перестанет, потому как перестанет работать сам психолог.

- Она уходит от нас в 10-ю школу. Ну что? Мы не осуждаем. Ей надо расти. А у нас ставка маленькая, - объясняет директор. И уже тихо добавляет: - Только знаете, что эти занятия значат для ребят?

Тем временем в одном из классов идет приготовление к праздничному концерту. На вопрос, куда он будет поступать после школы, нынешний выпускник, 14-летний Саша Балакшин, отвечает мгновенно: "В "девятку" на повара". Как выяснилось, Саша хорошо готовит.

А вот 15-летняя Настя Еремеева в училище не хочет. Она пойдет учиться в 10-11 классы в 62-ю соломбаль-скую школу, а после школы планирует поступать в архангельский институт культуры и искусства, чтобы стать искусствоведом. Правда, долго оставаться на Хабарке Настя не собирается. Говорит, в Архангельске жить не хочет, не то что на острове. Во время учебы в институте поживет в городе у родного дяди, а там - жизнь покажет...



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя